0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гид по Костроме: город купеческого шика, вкусного сыра, каменного узорочья и крутых ресторанов

Содержание

Гид по Костроме: город купеческого шика, вкусного сыра, каменного узорочья и крутых ресторанов

К Костроме в свое время прилепилось много несовременных ярлыков, которые даже зафиксированы в песнях. «Кострома-городок, невелики дома», «Здорово, Кострома!» — «Здоровенько!» — согласитесь, это отваживает от поездки в город, тем более когда рядом есть величественный Ярославль или лесной терем в Асташове.

При этом в Кострому 2021 года можно и нужно ехать: посетить два великолепных ресторана, погулять по сохранившемуся уютному центру города и вдоль Волги. Кострома может быть как очень хорошим направлением выходного дня, так и остановкой на пути куда-нибудь в глубину области, где притаились очень интересные Галич, Кологрив, Судиславль и Солигалич. При этом туристов тут не очень много, а инфраструктуры и занятных мест в избытке!

История Беседки Островского

Беседка Островского находится на искусственной насыпи, на левом берегу реки Волги. Когда-то на этом месте возвышались валы древнего Костромского кремля. Но еще в начале XIX века они были срыты. В те годы губернатор Костромы К. И. Баумгартен активно занимался благоустройством города и приказал на месте валов построить бульвар, который получил название Малый. Уже тогда в конце Малого бульвара появилась ротонда очень похожая на современную. Именно ту, первую беседку, посещал Островский, о чем свидетельствует запись в его дневнике от 1848 года.

Простояла беседка до лета 1932 года. Каждую весну насыпь под ней размывало и ее приходилось укреплять бревнами и камнем. В 30-х годах Малый бульвар укоротили, беседку сломали, а вместо нее возвели деревянное ограждение, сохранив таким образом обзорную площадку.

В 50-х городские власти решили восстановить беседку и организовали конкурс. Победителем стал архитектор костромских реставрационных мастерских Г. Зосимов. Его проект каменной беседки-ротонды с семью колоннами, ажурным ограждением и шлемовидной крышей впечатлил комиссию больше остальных.

Интересно, что беседка так и не получила официального названия и доподлинно неизвестно почему ее прозвали в честь знаменитого драматурга. Возможно так хотели подчеркнуть связь Островского с Костромой, ведь писатель сильно любил эти места.

Для современников беседка прославилась съемками кинофильма «Жестокий романс», основанном на известном произведении А. Н. Островского «Бесприданница».

Драма «Бесприданница»

На улице Чайковского находились летний ресторан (рядом с ним был фонтан, в бассейне которого плавали стерляди) и эстрада. В 1878 году А.Н.Островский закончил драму “Бесприданница”, где под именем губернского города Бряхимова изображена Кострома. Место первого действия — “городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Направо — вход в кофейную, налево — деревья, в глубине низкая чугунная решетка, за ней — вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч. На площадке — столы и стулья”.
На центральной площади города Кострома находилась известная в свое время гостиница «Лондон». Это название часто обыгрывалось местными шутниками. А.Н.Островский в пьесе «Бесприданница» переделал «Лондон» в «Париж». Молодой и богатый купец Вожеватов предлагает впервые попавшему в волжский город актеру Робинзону:

Статья в тему:  Как построить каркас беседки

Вожеватов (тихо). Хочешь ехать в Париж?
Робинзон. Как в Париж? Когда?
Вожеватов. Сегодня вечером. Как же такому артисту да в Париже не побывать. После Парижа тебе какая цена-то будет!
Робинзон. Руку!
Вожеватов. Едешь?
Робинзон. Еду!
Позднее Робинзон напоминает: «Так ты в Париж обещал со мной ехать» — и огорчается, что не знает французского языка.
Вожеватов. Да и не надо совсем, и никто там не говорит по-французски.
Робинзон. Столица Франции.
Вожеватов. Да какая там столица! Что ты, в уме ли? О каком Париже ты думаешь? Трактир у нас на площади есть «Париж», вот я куда хотел с тобой ехать.

Драма «Гроза»

На правой относительно Волги стороне улицы Чайковского рядом с рестораном была устроена деревянная эстрада, позади же ее находилась вымощенная булыжником соборная площадь, причем собор представлял из себя целый комплекс построек. От бульвара его отделяла оштукатуренная кирпичная стенка, расписанная сценами из “Священного писания”. Именно о ней толкуют обыватели из драмы А.Н.Островского “Гроза” (1859):

1-й (осматривая стены). А ведь тут, братец ты мой, когда-нибудь, значит, расписано было И теперь еще местами означает.

2-й Ну да, как же! Само собой, что расписано было. Теперь, ишь ты, все в пусте оставлено, развалилось, заросло. После пожару так и не поправляли.

1-й. Что же теперь, братец ты мой, тут нарисовано было: довольно затруднительно это понимать.

2-й Это геенна огненная.

Перед этой “геенной” напуг анная грозой и словами внезапно появившейся полубезумной барыни и кается публично Катерина в измене мужу.
Далее параллельно застроенной стороне улицы почти до самой Волги тянется крепостной вал, насыпанный еще в начале XV в. До 1814 года на нем стояли пушки, салютовавшие победам русских войск в Отечественной войне, а сам вал был значительно выше — его частично срыли в 1817 году. Остатки его обсадили деревьями и назвали “маленьким бульваром”. На его оконечности стояла над Волгой деревянная беседка, запечатленная на многих картинах Б.М.Кустодиева. Беседку эту любил А.Н.Островский. Весной 1848 года он написал в дневник: “Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видели до сих пор”. Нынешняя каменная “беседка Островского” ничем не походит на прежнюю деревянную, да и установлена она в наши дни на ином месте.

В 1853 г. купец Иван Савелович Михин, перебравшись в Кострому, основал здесь бумагопрядильную фабрику (ныне фабрика “Знамя труда ”). Вскоре Михин прославился как нещадный эксплуататор рабочих и жадный и грубый самодур. В архиве хранилось множество дел о задержке либо отказе фабриканта от уплаты денег за работу, взятые товары и т. д ., доходивших до самого губернатора, — видимо, именно он стал для А.Н.Островского прообразом Савела Дикого в драме “Гроза”. Зато каждому из своих 11 детей Михин, начинавший в бедности, умирая, оставил по миллиону. Дома же принадлежали Михиным до 1917 г.

Статья в тему:  Как построить беседку из металла своими руками

Квартал по левой стороне улицы Пятницкой оказался в эпицентре опустошительного костромского пожара 19 мая 1887 года, поэтому его застройка поздняя. А до пожара на месте дома № 19 стоял дом Красильниковых. Еще в 1790 году в окладной книге Костромы числился купец В.В.Красильников, торговавший “суровским товаром” и владевший деревянным домом на Пятницкой улице в 14-м квартале. Он имел 16-летнего сына Александра, который в начале 1800-х годов сломал старый дом и вместо него возвел одноэтажный каменный “с подъемным жильем и мизинетом”.
А. В. Красильников был личностью недюжинной. Самоучка, нигде не обучавшийся, он стал замечательным механиком-изобретателем, физиком, астрономом и архитектором. Хорошо его знавший П.Ф.Островский писал: “Красильников — замечательная для Костромы личность, о котором сказать несколько слов требует справедливость. Сын костромского купца, торговавшего панским товаром, умного и набожного, Красильников, оставшись после отца своего 20 лет полным хозяином, тотчас же расстался с торговым промыслом и посвятил жизнь свою, при безбрачии, исключительно ученым занятиям. Без особого руководителя, одним внимательным усидчивым чтением книг он приобрел довольно основательные сведения в области науки, по части механики, архитектуры, физики, химии, оптики и астрономии. Над красивым своим каменным домом Красильников устроил для себя малую обсерваторию, приготовив для нее своими руками все нужные инструменты. Памятниками его архитектурных познаний доселе остаются в Костроме колокольни: Спаса, что в Гостином дворе, Козьмодемьянская, что в Кузнецах, Благовещенская и Покровская и в с. Селищах церковь Василия Блаженного”.
Более подробно этот дом описал издатель и писатель П.П.Свиньин, побывавший у Красильникова и напечатавший в 1820 году статью в журнале “Отечественные записки”: “Любуясь в Костроме фасадами некоторых домов приятной наружности, отличающихся вкусом и особенною простотою, особливо в размещении колонн, кои служат часто камнем преткновения для самых опытных архитекторов, я узнаю, что здания сии выстроены по планам костромского купца Красильникова. Это имя часто повторяемо мне было и в губернии по селам, где встречал я церкви замечательной архитектуры. Находя потом в училищах и у многих помещиков электрические машины с любопытными приборами, электрические лампы с электрофорами, микроскопы, камеры-обскуры, гидрометры, компасы, солнечные часы, астролябии, я слышал, что все сии вещи трудов — Красильникова. Переезжая русло Костромы реки по ровному, твердому мосту и любуясь, как легко в середине оного выводится звено для пропуска барок и плавучего леса — узнаю, что мост построен также Красильниковым. Меня привозят к небольшому каменному домику, с колоннами. На белой, как снег, лестнице встречает меня средних лет человек. Он вводит меня в чистую комнату, по стенам которой развешены в симметрии изрядные живописные картины и несколько хороших эстампов. В одном из шкапов нахожу несколько любопытных окаменелостей, раковин, кораллов и т. п., собранные им во время прогулок на берегу Волги, другой — наполнен был книгами. В смежной с сей комнате находятся его токарные станки, столярные, слесарные инструменты и пр.”
А.Н.Островский, вероятно, лично знавший “костромского Кулибина”, увековечил его под именем Кулигина в драме “Гроза”.

В одном из домов, стоявших над оврагом, А. Н.Островский и поселил Кабаниху с семейством в драме “Гроза” — в овраге и встречались Катерина с Борисом. Кстати, тут есть один нюанс, понятный Островскому и костромичам — его современникам, но забытый потомками. В овраг приходили на свидание женщины легкого поведения, но только те, кто не имел ни кола, ни двора и не мог принять клиента “на дому”, с солдатами близ расположенной конвойной команды и т.д. “Докатиться” до оврага — для костромички это был предел падения. А замужнюю горожанку нельзя было оскорбить страшнее, чем словами, что она была в овраге с мужчиной. Поэтому понятно, что Катерина, назначая Борису свидание именно в овраге, совсем махнула рукой на свою репутацию, уже вовсе не думала о будущем, жила одним мгновением.

Статья в тему:  Живые беседки как сделать

Старая Овражная улица, ныне утратившая свой прежний облик, оставила такой след в истории и культуре Костромы, о котором мы не имеем права забывать.

Пьеса «Сон на Волге»

Улица Чайковского — короткая улочка, словно стежок, “стягивает” центр Костромы с берегом Волги. Одна из красивейших в городе, она появилась на его карте сравнительно недавно, в соответствии с генеральным планом 1784 года. Прежде же по проезжей части улицы проходил ров, по правую сторону которого, если смотреть на Волгу, высились валы и на них деревянные стены костромской крепости-кремля, а по левую — пустырь, местами поросший кустарником. Там же, только ближе к Волге, стоял острог, обнесенный высоким тыном, т. е. стеной из толстых вертикально поставленных и заостренных вверху бревен, утыканных большими гвоздями остриями наружу. Кое-где в стене были прорублены прорези — в них в праздничные дни сердобольные горожане просовывали колодникам доброхотные подаяния — калачи, пироги и т. д.
Что же касается кремля, то его перенесли сюда с берегов Сулы в 1416 году. На высокие валы были поставлены дубовые стены с 14 боевыми башнями: “А башни рублены все клетками,— отмечалось в писцовой книге,— бои выводные за город о двух местах, а меж башен тын. ” В кремле были Водяные и Спасские ворота — первые выходили на Волгу, вторые находились в северо-восточной части стены. От них через ров были переброшены мосты, а из кремля к Волге прорыт подземный ход.
На кремлевских стенах были расставлены пушки. Когда в 1609 году сильный отряд польских интервентов попытался захватить Кострому, то он был отогнан огнем крепостной артиллерии, причем из “большого наряда” (т. е. пушек) было уничтожено много врагов.
В кремле вплоть до XVIII в. оставались “осадные дворы” состоятельных костромских помещиков, перебиравшихся сюда из усадеб в случае какой-либо опасности (в обычное время в них жили только “дворники”), около 200 обывательских домов, составивших три улицы, и административные учреждения, в частности большой воеводский двор со стоящей на нем “избой с сеньми” . Этот костромской кремль увековечил А.Н.Островский в пьесе “Воевода, или Сон на Волге”. В 1767 году кремль осматривала императрица Екатерина II.

Беседка Островского

Потрясающий вид на городскую панораму и берег Волги открывается из беседки Островского, красующейся на высоком насыпном валу, оставшемся от бывшей крепости. Беседка, ставшая символом города, была построена в 1956 году, много позднее любившего отдыхать на этом месте знаменитого драматурга, черпая вдохновение. Сооруженная белокаменная беседка предстает в традиционной для 19 века садовой архитектуре таких строений, бывших во многих русских дворянских усадьбах.

Она состоит из семи колонн, накрытых крышей. Эта беседка прославилась на всю страну, проходившими здесь съемками фильма «Жестокий романс» по пьесе Александра Островского «Бесприданница». Достопримечательность находится вблизи улицы 1 Мая.

На месте обрушившегося дома на Чайковского раньше были тюрьма и место казни

  • Автор Ирина Очагова
  • 20.03.2015 16:06
  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта
  • Медиа
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Чайковского — короткая улочка, словно стежок, «стягивает» центр Костромы с берегом Волги. Одна из красивейших в городе, она появилась на его карте сравнительно недавно – в 1784 году.

Статья в тему:  Какой поликарбонат можно использовать на крышу беседки

Раньше по проезжей части улицы проходил ров, по правую сторону которого, если смотреть на Волгу находился Кремль, а по левую — пустырь. Там же, только ближе к Волге, стоял острог, обнесенный высоким забором из толстых брёвен, утыканных большими гвоздями остриями наружу. Кое-где в стене были прорублены прорези — в них в праздничные дни сердобольные горожане просовывали колодникам калачи и пироги.

Что же касается кремля, то его перенесли сюда с берегов Сулы в 1416 году. На высокие валы были поставлены дубовые стены с 14 боевыми башнями.

В кремле были Водяные и Спасские ворота — первые выходили на Волгу, вторые находились в северо-восточной части стены. От них через ров были переброшены мосты, а из кремля к Волге прорыт подземный ход.

На кремлевских стенах были расставлены пушки. Когда в 1609 году сильный отряд польских интервентов попытался захватить Кострому, то он был отогнан огнем крепостной артиллерии. В кремле вплоть до XVIII в. оставались «осадные дворы» состоятельных костромских помещиков, перебиравшихся сюда из усадеб в случае какой-либо опасности (в обычное время в них жили только «дворники»). В 1773 году кремль сгорел и больше уже не восстанавливался.

В начале XIX в. земляные валы с северной стороны были срыты, с южной — понижены, а рвы засыпаны. Часть кремлевской земли отошла под бульвары, а остальную передали Успенскому собору. Бульвар состоял из двух частей: одна, с широкой липовой аллеей, была разбита прямо на задах Табачных и Масляных рядов, другая, именовавшаяся «маленьким бульваром», проходила вдоль сохранившегося, хотя и частично срытого кремлевского вала, доходя до завершающей ее беседки.

В 1910 году поблизости от торца Масляных рядов костромич М.С. Трофимов построил оригинальное деревянное искусно оштукатуренное снаружи здание в стиле модерн синематографа «Современный театр» (снесено в 1960-х годах).

Им же перед первой мировой войной была основана кинофабрика «Русь» — она находилась в Москве, однако съемки многих фильмов велись в Костроме и Костромской губернии.

На той же стороне улицы, но чуть подальше, находились летний ресторан (рядом с ним был фонтан, в бассейне которого плавали стерляди) и эстрада. В 1912 году костромской ресторатор Бархатов открыл свое кинематографическое заведение под пышным названием «Пале-театр», купив каменный флигель и полностью его перестроив. Перед первым киносеансом хозяин обносил всех зрителей бокалами с шампанским. «Пале-театр» и «Современный театр» помещались как раз напротив друг друга, всего-то через улицу, и между их владельцами сразу же разгорелась жестокая конкурентная борьба.

На месте углового на набережную дома до пожара 1773 года стоял острог, а рядом с ним и ближе ко рву — лобное место с виселицей, где в 1740 году была казнена знаменитая костромская сваха Лузиха.

Эта история изложена в романе А.П. Кобяковой «Последняя казнь», опубликованном в 1857 году в журнале «Современник».

В 1792 году участок отвели «именитому гражданину» Г.Д. Углечанинову. Однако тот ничем его не застраивал. Между тем близлежащий Успенский кафедральный собор ходатайствовал о передаче ему данного участка под постройку жилого дома и получил его. Строительство началось в 1823 году — вел его новый губернский архитектор П.И.Фурсов. Это была его первая серьезная работа в Костроме, сразу обнаружившая одаренность молодого зодчего.

Дом стал скандально известен летом 2013 года, когда у него частично обрушился фасад. Инцидент зафиксировала камера свадебного видеооператора . К счастью, в момент происшествия ни в доме, ни рядом со строением никого не было.

Статья в тему:  Как сшить шторы на беседку

И в заключение о названии улицы. Первоначально, то есть с конца XVIII в., она называлась Ильинской (по имени близлежащей церкви). В 1925 году улицу переименовали в Бульварную, а в 1940 году, в связи с 100-летием со дня рождения великого композитора, ей присвоили имя П.И. Чайковского.

Троицкий Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь (основан в 1432 году) находится в одноименной слободе, недалеко от устья реки Костромы, это довольно далеко от центра города, для его посещения нужно выделить дополнительно минимум 4 часа, а лучше полдня. Сюда ходит автобус №14 от автовокзала, но мы помним, что он мало того, что далеко от центра, а еще и в прямо противоположной стороне от монастыря, поэтому просто спокойно садимся на любой остановке по улице Советской и едем в монастырь. Остановку не пропустите: переезжаем речку Кострому и сразу же выходим.

Можно узнать весь город и монастырь на одной экскурсии, в которой узнаете и историю города, и историю рода Романовых, которая, как мы уже выяснили, с ним тесно переплетена. Подробности здесь

БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ КОСТРОМЫ

Автор: Наталья и Григорий ЕМЕЛЬЯНОВЫ

Лежит Кострома в самом сердце мерянской земли, там, где великая река делит её надвое. И в названии слышится что-­то мерянское, благо других «мА» в округе в достатке: Кохма, Кинешма, Чухлома… Вот только корень «костр»­ нетипичен для финно-­угорского языка, и исследователи полагают, что барышня всё­-таки русская. Известно ведь, что исконная Кострома — это соломенная куколка, ровесница славянских языческих богов, близкая родственница широко известной Масленицы. Только ту сжигали, а эту спускали по воде. В общем, персонаж из восточнославянской мифологии, сугубо карнавальный, как и положено в народных низовых культах.

Древняя история и небесные заступники

Крепость на полпути в глухие севера попадала преимущественно в локальные сводки, то есть, простите, летописи. Четыре года, правда, была де-факто русской столицей: в 1272 году здешний князь Василий Ярославович (брат Александра Невского) получил Великое княжение Владимирское, да во Владимир не поехал — остался в Костроме до своей смерти в 1276-м. В XIV веке город бескровно вошёл в состав Московского княжества, отправил свою дружину на Куликово поле, а два года спустя именно в Костроме Дмитрий Донской отсиживался, пока Тохтамыш сжигал Москву.

Своей небесной заступницей костромичи считают саму Богородицу, зримым воплощением этого заступничества — чудотворную икону Фёдоровской Богоматери. С историей её обретения много неясностей, связана она то ли с уже знакомым нам Василием Ярославовичем, то ли с его легендарно-мифическим тёзкой Василием Квашнёй. И произошла, соответственно, то ли в 1262 году, то ли в 1239-м. В остальном две истории повторяют друг друга практически слово в слово (это позволяет предположить, что произошла обычная путаница при попытке объединить летопись и легенду): икону нашли висящей на дереве у реки Запрудня недалеко от Костромы и перенесли в город, в Успенский собор (сейчас за сносом оного при большевиках Фёдоровская пребывает в Богоявленском монастыре).

С этой иконой народное предание связывает победу костромской рати в битве при Святом озере — это у западной границы города. Примерно в 1262 году (о точной дате единого мнения нет) сюда подошли татарские орды с вполне очевидной исторической миссией. Непокорная Кострома решила встречать врага в поле, не дожидаясь, пока тумены дошагают до самых крепостных стен. Василий Ярославович собрал небольшую дружину, надеясь повторить уже опробованную тактику своего знаменитого брата: сдерживая пехотой вражеский натиск, ударить во фланг засадным полком. Силы, впрочем, были заведомо неравны. И «для поднятия боевого духа» князь взял с собой на битву Фёдоровскую икону. Дальше слово автору — иеродьякону Ипатьевского монастыря Лонгину: «…И внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки»…

Статья в тему:  Как по английски слово беседка

Что не доделала паника, охватившая неприятельское войско, успешно довершила костромская рать.

Колыбель Романовых. Жизнь за царя

Прошло без малого 350 лет, и на том же Святом озере произошла новая битва — теперь с польскими захватчиками. 1609 год, разгар Смутного времени. В Костроме кипит бунт против обосновавшихся в городе ставленников второго Лжедмитрия — Тушинского вора: ставленники оказались под стать «боссу» и тоже были, по сути, банальным ворьём. Разгромленные тушинцы бегут в Ипатьевский монастырь, начинается долгая осада… Небезызвестный шляхтич Александр Юзеф Лисовский с конными отрядами своей «Литвы» выступает в роли «сил быстрого реагирования». Несколькими месяцами раньше ему удалось кавалерийским наскоком подавить восстание в Костроме, но теперь горожане подготовились к сюрпризам, и во второй битве у Святого озера Лисовского отбрасывают. Через некоторое время взят и Ипатьевский монастырь…

Эта древняя обитель сейчас, наверное, самая известная костромская достопримечательность. Считается, что основал её примерно в 1330 году татарский мурза Чёт (в крещении Захария), родоначальник Годуновых. Этим объясняется покровительственное отношение к монастырю царя Бориса. В Смуту, после освобождения от поляков, в монастыре укрывался отрок Михаил, будущий первый царь из династии Романовых. Этим, соответственно, объясняется покровительство с их стороны. 13 марта 1613 года в Ипатьевский явилась большая делегация — посольство Земского собора. Бояре и духовенство били челом 16-летнему Михаилу, звали на царство в Москву… Стеснительный юноша некоторое время колебался, хотя все понимали, что, скорее, для виду, ибо всё было решено, прямо скажем, за него. Так Ипатьевский монастырь стал «колыбелью дома Романовых»… А дальше произошло то, что известно без преувеличения всем, даже тем, кто слыхом не слыхивал мудрёного слова «Кострома».

…О подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина сложено столько легенд, что теперь уже трудно определить, где правда, а где вымысел. С детства, кажется, мы знаем, что этот человек завёл отряд польских интервентов, коих тогда по Руси шлялось великое множество, грабящих и выжигающих всё на своём пути, в непроходимые болота. Там и принял от разъярённых врагов мученическую смерть. Однако почему именно к Сусанину обратились поляки?

Дело в том, что отряд рыскал по всей округе в поисках Михаила Фёдоровича, только-только призванного на царство и теперь ездящего из одной своей вотчины в другую, спасаясь как раз от таких «летучих отрядов». Отправиться в Москву он тогда ещё не мог.

Сусанин же был, судя по всему, приказчиком в имении Романовых в селе Домнине. Царь, по одной из версий, в тот момент укрывался именно там. Врагов следовало увести подальше и желательно насовсем. Вряд ли имело смысл просто кружить по лесу — Сусанин не мог не понимать, что отряд в несколько десятков человек легко нашёл бы обратный путь по своим же следам. Так что альтернативы болоту не существовало. Именно большое болото в окрестностях Домнина — его именуют Чистым — считается местом знаменитого подвига и мученической кончины Сусанина.

Со временем Михаил Романов наградил семью Сусанина. Сохранилась жалованная грамота, согласно которой ближайшие родственники героя были пожалованы землёй и освобождены от уплаты любых налогов и податей. Подвиг крестьянина воспел Михаил Глинка в знаменитой опере «Жизнь за царя», Сусанину поставили памятник и даже назвали в честь него центральную площадь Костромы — уникальная для дореволюционной России честь, оказанная выходцу из крестьянской семьи.

Статья в тему:  Беседка что это такое

Сказки и были

От многочисленных приходских храмов, формировавших облик города, особенно при взгляде с другого берега Волги, до нашего времени сохранились считаные единицы. Грандиозный кремлёвский соборный комплекс снесли в ХХ веке до основания, на недостроенную монументальную часовню в честь дома Романовых водрузили статую Ленина — и выглядит она внушительно, эффектно. Деревья разбитого на месте соборов парка подросли, достигли самых пят вождя. Оттого кажется, что Владимир Ильич стоит прямо на кронах и возвышается над центром города.

Утратив архитектурные акценты — частокол колоколен, Кострома стала «плоской», как Сковородка (тут это слово с большой буквы: так горожане называют центральную площадь за специфическую планировку). Словно бы притаилась Кострома, переживая утраты, — не каждому раскроется. Здесь не глазами хлопать, а сердцем чувствовать надо. Праздному путнику после Ярославля да Ростова может показаться скучновато… Полно, да так ли это? Никакого туристического дня не хватит, чтобы обойти в Костроме даже не всё — лишь самое интересное. Дивная Дебря с её Воскресенской церковью, потрясающей снаружи и внутри.

Та же Сковородка с уникальной пожарной каланчой — ещё один символ города, слава богу, сохранившийся. Столь же уникальные торговые ряды — огромный комплекс, просто-таки ГУМ нач. XIX века, облюбованный кинематографистами. А истории о знаменитом костромском купечестве! А музеи, переносящие нас в дворянскую эпоху! А фрески Силы Савина и Гурия Никитина! А виды на Волгу.

Терем Снегурочки в Костроме

Нет, неслучайно Кострому называют душой России. Ведь именно в душе у каждого есть потаённый уголок, где живёт вера в чудо, вера в сказку. Так и Кострома… полюбилась Снегурочке Александра Николаевича Островского. В Костромской губернии находилось имение драматурга — Щелыково, ныне музей. А Снегурочка решила обосноваться в самой Костроме. Её друзья — фольклорные персонажи, без которых немыслима деревенская жизнь, построили ей терем. Ну а Снегурочка всех их пустила к себе жить. Да и любой желающий вне зависимости от возраста — желанный гость в её доме. Приходите, познакомьтесь лично с Котом Баюном, сказки его послушайте, с Домовым и Домовихой, со всевозможными Банниками, Болотницами и Шептунами.

Достопримечательности Костромы

Кострома – родина Снегурочки

Александр Николаевич Островский впервые посетил приобретенную отцом усадьбу Щелыково, недалеко от Костромы, будучи совсем молодым человеком — в 1848 году. Поездка принесла ему очень много впечатлений, о чем молодой драматург пишет в своих дневниках. А «Снегурочка» была написана им четверть века спустя, причем за очень короткий срок. Все эти годы впечатления от весеннего Щелыково жили в его душе.
Окрестности Щелыково вошли в сценическое пространство сказки «Снегурочка»: Ярилина долина с Голубым ключиком, Красный обрыв. Прообразом Берендеевой слободы стали село Николо-Бережки и деревня Субботино с Субботиным лугом, известным красотой и разнообразием луговых цветов и трав.

Читатели и зрители далеко не сразу полюбили одно из дорогих Островскому творений. Сказку как бы заново прочитали в эпоху «серебряного века». Большую роль в этом сыграла опера Римского-Корсакова «Снегурочка», написанная на сюжет сказки Островского. К весенней сказке Островского обращались также Чайковский и Гречанинов.


Усадьба Щелыково. Костромская область.

Эскизы декораций и костюмов, декорации к оперным и драматическим постановкам «Снегурочки» выполняли выдающиеся художники: Васнецов, Коровин, Рерих, Кустодиев и многие другие. Врубель создал образы персонажей сказки в технике майолики.

По сказке Островского «Снегурочка», Павлом Кадочниковым в 1968 году был снят художественный фильм. Большая часть съемок проходила в окрестностях Щелыково.

Статья в тему:  Из какого дерева лучше сделать беседку

На берегу реки Меры была построена Берендеева слобода, с деревянными избами, колодцами, мостками, которая позднее была перенесена в Кострому. Берендеевка стала любимым местом отдыха костромичей.

В съемках массовых сцен фильма «Снегурочка» принимали участие многие жители Щелыково и окрестных деревень, а также отдыхающие, и фильм этот был особенно любим. А в свите «Снегурочки» даже снималась праправнучка Островского — Ольга Владимировна Черникова.

Зимой Щелыковская Снегурочка принимает гостей в своей резиденции. Гости знакомятся с народной и авторской сказкой, принимают участие в играх и хороводах, под руководством Берендейки-мастерицы изготавливают народную куклу. Снегурочке можно написать письмо и получить ответ.

Приезжая в Кострому, вы можете снять квартиру посуточно в Костроме, а также посетить музей Снегурочки, находящийся на ул. Лагерной в Костроме.


На этом месте расстаяла Снегурочка.

Пожарная каланча в Костроме

«Такой y меня в Петербурге нет!» — с сожалением и восхищением произнес император Николай I, любуясь зданием Пожарной каланчи в центре города во время своего визита в Кострому в 1834 году.

Здание Пожарной каланчи было построено в 1827 году по проекту костромского губернского архитектора Петра Ивановича Фурсова. Общая высота каланчи составляет 35 метров. Внутри башни проходит железная винтовая лестница, ведущая к смотровой площадке.
Строительство каланчи было вызвано жесткой необходимостью. 80% всех зданий Костромы быт деревянными. Город неоднократно страдал от опустошительных пожаров. Так, пожар 1773 года практически уничтожил весь город. Для борьбы с пожарами еще в XVIII веке было создано пожарное депо и выстроены деревянные каланчи, порой и сами страдавшие от пожаров.


Пожарная каланча. Кострома.

На большие пожары был сбор всех частей. Пожарных команд в Костроме было три, и все они имели разные масти лошадей: на главной части сначала были светлосерые, потом заменённые вороными, на Воскресенской были гнедые лошади, в добровольном пожарном обществе — светло-рыжие.

Выезды главной пожарной команды всегда сопровождала большая рыжая собака по кличке Бобка. Эту собаку любили все пожарные работники. Рассказывали, что она на пожарах много раз выносила из горящих домов детей. Кстати, бронзовую собаку в Костроме , которая установлена на центральной площади, тоже назвали Бобка именно в честь того героического пса.

В каждой пожарной команде обязательно держали козла, считалось — они оберегают лошадей от ласки — зверёк, который путает гривы лошадям и щекочет их. На конюшне пожарной каланчи жил белый, огромный, мохнатый козёл Кузя. При тревоге он вскакивал на ноги и очень громким блеянием выказывал своё беспокойство, хотя на пожары его не брали. Он постоянно прохаживался по пожарному двору, а иногда выходил на Сусанинскую площадь и к Мучным рядам, пугая людей своими большими рогами.

В советские и постсоветские годы в Пожарной каланче размещался центральный пункт охраны связи и управление Государственной противопожарной службы. С августа 2005 года в здании Пожарной каланчи разместился Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сейчас в ней функционирует пожарно-техническая выставка.

Торговые ряды в Костроме

Торговые ряды в Костроме — одна из главных достопримечательностей Костромы. Сначала были построены Красные ряды и Большие Мучные ряды, внутри которых сейчас расположен центральный рынок. Их строительство шло с 1789 по 1800 год. В архитектурный ансамбль Красных рядов гармонично вписалась церковь Спаса с колокольней, а во дворе расположились Мелочные ряды. Затем появились Овощные, Пряничные, Хлебные, Квасные, Масляные, Мясные, Рыбные, Малые мучные, Дегтярные и Шорные ряды.


Торговые ряды. Кострома.

Сусанинская площадь в Костроме

Сусанинская площадь в Костроме — центральная площадь в городе, в народе давно уже прозвана «Сковородкой» из-за своей круглой формы. Улицы от Сковородки расходятся веером. По легенде, произошло это благодаря причуде императрицы Екатерины II, бросившей на карту города свой веер и повелевшей так и планировать улицы. В центре Сковородки несколько лет назад появился бронзовый памятник собаке Бобке, присев на спину которой любят фотографироваться и взрослые и дети. У Бобки, когда ее только установили, злые люди отпилили хвост и унесли круглый шар-копилку для сбора денег. Хвост восстановили, копилку закрепили и сделали потяжелее, и собранные деньги, как и планировалось, отдают на содержание бездомных животных.

Статья в тему:  Как сделать крышу беседки из камыша


Сусанинская площадь. Кострома.

Памятник Ленину

В центральном парке на грандиозном постаменте возвышается не менее грандиозный памятник Ленину. Постамент создавался для композиции, посвященной Дому Романовых, но нежданно-негаданно грянула революция, и место царей занял пролетарский вождь. А на входе в парк в нишах ограды установлены скульптуры рабочего и колхозницы. Когда их уже сделали, оказалось, что фигуры великоваты. И рост им, не долго думая, уменьшили, убрав сантиметров по 10 в области торса.


Памятник Ленину. Кострома.

Улица Симановского в Костроме

Первый квартал улицы Симановского в Костроме интересен тем, что здесь часто снимали эпизоды разных исторических фильмов, и по правой стороне так и не поставили никаких столбов, чтобы провода случайно не испортили кадр. Сейчас в одном из домов на этой стороне расположился музей театрального костюма в Костроме.

Первый памятник Ивану Сусанину

Первый памятник Ивану Сусанину был воздвигнут в Костроме в 1851 году в честь знаменитого подвига героя во время Смутного времени. По сути дела, это был памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. Памятник установили в центре города, посередине Сусанинской площади. После революции в 1918 — 1928 годах он был разрушен. А современный памятник Ивану Сусанину был торжественно открыт в сентябре 1967 года. Фигура Сусанина и облицовка постамента изготовлены из сурового белого известняка, который вполне гармонирует с образом народного героя. Очень быстро этот простой памятник полюбился костромичам и стал одной из визитных карточек нашего города.


Первый памятник Ивану Сусанину. Кострома.


Современный памятник Ивану Сусанину. Кострома.

Романовский музей в Костроме

Романовский музей в Костроме был открыт в 1913 году самим Государем Императором Николаем Романовым, во времена празднования 300-летия семьи Романовых. Здание изначально задумывалось и строилось для музея — музея Императорской семьи. Сегодня в здании располагаются художественные выставки.


Ипатьевский монастырь. Кострома.

Московская застава в Костроме

Московская застава на набережной Волги появилась в 1823 году, когда костромичи ожидали приезда в город императора Александра I. По проекту архитектора П.И. Фурсова были выстроены два четырехгранных обелиска высотой 9 метров, увенчанные позолоченными шарами и двуглавыми орлами. В 1912 — 13 годах, готовясь уже к встрече Николая II, к обелискам пристроили одноэтажные помещения. После революции орлов с обелисков низвергли, как символ самодержавия. А вернулись на свои исторические места «двуглавые» только после перестройки.


Московская застава. Кострома.

Ефим Васильевич Честняков

Костромской самобытный художник и поэт Ефим Васильевич Честняков родился в крестьянской семье на самой окраине Костромской губернии в деревне Шаблово, Кологривского уезда в 1874 году. Мечта стать художником привела его в Санкт-Петербург. С конца 1899 г. в течение двух лет он учился живописи в благотворительной художественной мастерской. Там он познакомился с Ильей Репиным, затем был принят вольным слушателем в Высшее художественное училище при Академии художеств.


Картина Ефима Васильевича Честнякова

Илья Репин, рассматривая работы Честнякова, сказал: «. талантливо. Вы идете своей дорогой, я вас испорчу. У вас способности. вот и продолжайте дальше. » Честняков, в свою очередь, Репина вспоминал всю жизнь. В письме к сыну художника Юрию Репину, с которым он был дружен, есть такие строки: «. передайте Илье Ефимовичу, что в итоге я всегда благодарен ему, чем бы стала жить душа без искусства? Оно — жизнь души. ».

Статья в тему:  Нужно ли регистрировать беседку на дачном участке

В 1905 году художник из-за материальных трудностей, так и не завершив художественного образования, покидает Санкт-Петербург, чтобы обосноваться в родной деревне Шаблово. Здесь он занимается крестьянским трудом, литературой и живописью, просвещением крестьянских детей. Краски для художества он искал в природе. На берегу реки Унжи копал и находил залежи охры.

В 1913 году художник вновь посещает Петербург, он занимается в академической мастерской профессора Кардовского в качестве частного ученика. После начала Первой мировой войны Честняков возвращается в Шаблово, где живет до своей смерти в 1961 году.

Ефима Васильевича Честнякова почитают не только как известного художника, но и как пророка и целителя. Корней Чуковский назвал Честнякова «Шабловским мудрецом». Сохранилось высказывание Честнякова об ясновидении: «Есть люди, которые способны читать мысли. От каждого человека исходят излучения. От доброго — добрые, от злого — злые. Ясновидящие люди их видят. Не только слова и дела, но и наши мысли имеют последствия, и не только на земле, а во всех мирах. Можно читать мысли».

Творчество художника стало широко известно уже после его смерти. В1968 году экспедиция сотрудников Костромского музея обнаружила его картины и глиняные скульптуры в деревне Шаблово. В 1975 году персональная выставка художника состоялась в Костроме, а через два года — в Москве. Самые известные его картины — «Щедрое яблоко» и «Город всеобщего благоденствия».
В 1988 году на родине художника был установлен памятный камень. Сегодня в Шаблово открыт дом — музей Ефима Честнякова, а кроме этого можно посетить домашние музеи «Чудесное яблоко» и «Конь кологривый». Здесь также открыта и работает выставка — мастерская Шаблонской глиняной игрушки.

Все описанные в статье достопримечательности Костромы Вы сможете осмотреть, приехав в этот прекрасный город и снять квартиру на сутки в Костроме, выбрав из каталога квартир на сутки в Костроме, которые размещают сами владельцы.

Аренда жилья на сутки в России, Беларуси и в других странах Европы и Азии**
** Напоминаем, что администрация сайта в соответствии с пользовательским соглашением ответственности за размещенные объявления не несет.

Продолжая пользование данным сайтом, я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных с использованием файлов cookie, интернет-сервисов «Google Analytics» и «Яндекс.Метрика».

Стоянка снежного человека

Нерукотворной достопримечательностью славится Кологривский район Костромской области. Путь туда неблизкий — около 330 км. Туристы, которых не пугает большое расстояние, смогут увидеть единственный в Европе участок первобытной тайги, никогда не знавшей вырубок и лесных пожаров. Это место называют самым красивым в Костромской области.

Сейчас здесь находится государственный природный заповедник, практически полностью покрытый лесом. По тайге водят обзорные экскурсии. Всего здесь произрастает около 40 растений, находящихся под угрозой исчезновения на территории Костромской области. Из занесенных в Красную книгу хищных птиц гнездятся беркут, сапсан и змееяд.

А еще кологривские дремучие леса стали местом, где люди якобы встретили трехметрового лохматого снежного человека, которого местные грибники прозвали Чудобищем. Любопытно, что существо видели многочисленные очевидцы, их рассказы совпадают до мельчайших деталей, но каких-либо материальных доказательств до сих пор не обнаружено. На поиски хозяина леса в разные годы съезжались уфологи, парапсихологи и журналисты, но Чудобища, как в таких случаях обычно бывает, и след простыл.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector