0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязана ли; УО установить общедомовые счётчики при; прямых договорах

Содержание

Между организацией, управляющей несколькими многоквартирными домами в Самаре, и поставщиком холодной воды был заключён договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. По условиям договора УО оплачивала сверхнормативные объёмы КР на СОИ, услуга ХВС предоставлялась собственникам по прямым договорам.

В домах, где отсутствовали ОДПУ холодной воды, РСО при расчётах применяла повышающий коэффициент: сначала 1,4, затем 1,5, поскольку управляющая организация не предоставила акты обследования МКД, подтверждающие отсутствие технической возможности установить общедомовые счётчики.

Управляющая организация не согласилась с расчётами, посчитав, что она не была обязана устанавливать ОДПУ. Следовательно, ей не могут выставлять завышенную из-за этого плату с использованием коэффициентов. РСО обратилась в суд с иском, требуя взыскать с неё свыше 100 тысяч рублей задолженности за КР на СОИ. Спор компаний перешёл в суд.

УО, отвечая на иск поставщика холодной воды, в свою защиту отметила, что обязанность установить ОДПУ лежит на ресурсоснабжающей компании как исполнителе коммунальной услуги по ХВС. Поэтому РСО не может рассчитывать плату с применением повышающих коэффициентов – приборы учёта отсутствуют по вине самого поставщика ресурса.

Статья в тему:  Как сделать печь для бани из дисков

Суд первой инстанции, рассматривая дело № А55-35227/2017, сосредоточился на двух вопросах:

  1. Кто должен установить ОДПУ в доме и, соответственно, отвечает за его отсутствие?
  2. Имела ли право РСО применять повышающий коэффициент при расчёте платы за КР на СОИ?

Кто оплачивает расходы РСО?

РСО выставляют счета на оплату расходов на установку ОПУ собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения п. 38(1) Правил содержания общего имущества в МКД [2] ).

Оплата расходов собственниками-гражданами производится равными долями в течение пяти лет с даты установки счетчиков, если только они не выразили желание оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета увеличиваются на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления (ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261‑ФЗ).

Для собственников, не являющихся гражданами (к примеру, для муниципального образования), рассрочка оплаты расходов на установку ОПУ законом не предусмотрена. Поэтому обязательство по оплате расходов возникает у данных лиц непосредственно с момента установки прибора учета.

Не поверенный прибор — плата за воду по нормативам

Индивидуальный прибор учета расхода воды (водомер / счетчик) — это технически исправный, поверенный и поставленный на коммерческий учет прибор учета расхода горячей и холодной воды, включенный в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь и установленный на основании проектной документации (технических условий), если законодательством предусмотрена их разработка (получение). По показаниям прибора определяется объем пролитой воды, подлежащий оплате. Проведение госповерки прибора учета — обязательное требование Закона Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений».

Статья в тему:  Как выкопать яму под столбы для забора лопатой

Проведение поверки — не просто законодательная норма, которая позволяет исключить случаи оплаты за воду по недостоверным показаниям (а по прошествии определенного срока эксплуатации прибора точность показаний не гарантирована — погрешности могут возникать как в сторону их завышения, так и занижения). Наиболее финансово значимо и ощутимо для потребителя другое.

При несвоевременном проведении государственной поверки вступают в силу нормы законодательства о безучетном потреблении коммунальных услуг — потребитель будет переведен на нормы водопотребления, установленные местными исполнительными и распорядительными органами (а это 260 литров в сутки или 7,8м 3 за 30 дней по г.Минску), начисления будут производиться по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат — 1,1405 руб/м 3 (постановление Совмина Республики Беларусь от 12.06.2014 №571). К примеру, один прописанный гражданин заплатит за месяц 8,90 руб.

Как избежать такой ситуации и не нарушить законодательство?

Как правило, прибор учета устанавливается при новом строительстве или индивидуально за счет собственных средств потребителя (УП «Минскводоканал» первичный монтаж не производит). Перед установкой / поступлением в продажу прибор имеет первичную поверку. К поверенному прибору в обязательном порядке прилагается паспорт с указанием гарантийного периода обслуживания и межповерочного интервала.

Межповерочный интервал — это срок, в течение которого гарантируется работа прибора учета в допустимых погрешностях, соблюдаются его метрологические характеристики. Именно несоблюдение межповерочного интервала влечет за собой перевод на нормы водопотребления и оплату по полным тарифам. Соблюдать межповерочный интервал — значит проводить поверку счетчиков до истечения срока его окончания.

В соответствии с договором на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, который собственник квартиры заключает с УП «Минскводоканал», ответственность как за исправность, работоспособность, сохранность документации, так и за своевременное проведение государственной поверки несет потребитель.

На сегодняшний день поверка приборов учета расхода воды, обслуживаемых УП «Минскводоканал», в соответствии с заключением научно-технической комиссии Госстандарта, в порядке эксперимента производится раз в 6 лет. Поскольку своевременное проведение госповерки — ответственность потребителя, важно самому следить за соблюдением межповерочного интервала — до окончания указанного срока заявлять о необходимости провести поверку.

Статья в тему:  Можно ли построить баню из сип панелей

Посмотреть дату предыдущей поверки можно в паспорте прибора, в договоре на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, а также на пломбе прибора (указывается квартал и год). Заявки принимает Контакт-центр ремонтно-механического цеха УП «Минскводоканал». Во время подачи заявки диспетчер согласовывает время прибытия мастеров, которые демонтируют подлежащий замене прибор и установят уже поверенный прибор из обменного фонда предприятия.

Процедура государственной поверки производится только государственным поверителем (по г. Минску и Минскому району — РУП «БелГИМ» на производственной базе УП «Минскводоканал»), до поверки прибор поступает в ремонтно-механический цех УП «Минскводоканал», где он разбирается и ремонтируется.

Важно отметить, что процедура снятия, ремонта, замены прибора учета до окончания межповерочного интервала — бесплатна. Кстати говоря, если прибор выходит из строя в течение гарантийного периода (у приборов из обменного фонда предприятия гарантийный период — 2 года), по заявке гражданина мастер также бесплатно осуществит снятие и замену прибора, а организация, осуществляющая функции начисления платы за коммунальные услуги, произведет перерасчет за период неисправности прибора.

Помимо работы по заявкам граждан, замена приборов учета производится также во время плановых обходов мастерами УП «Минскодоканал» (работают 40 бригад — по 2 человека в каждой). Как правило, за точку отчета берется дата сдачи дома в эксплуатацию (т.е. время установки счетчиков), по базе договоров производится выборка по приборам, у которых заканчивается межповерочный интервал.

Жители дома заблаговременно уведомляются о предстоящем плановом обходе. В уведомлении указывается дата начала проведения планового обхода, необходимость обеспечить доступ в квартиру. Также приводятся все номера телефонов и время работы, для того, чтобы потребитель смог заранее согласовать удобное для него время прихода мастера.

По нормативам для демонтажа и установки нового счетчика, составление актов, требуется порядка 30 минут по одному прибору (время зависит от состояния труб, их доступности и других факторов). На это время перекрывается вода только в данной квартире.

Статья в тему:  Что значит слово банить

Таким образом, процедура проведения госповерки требует от потребителя следить за соблюдением межповерочного интервала и заявлять о необходимости замены прибора до его окончания. Это простое правило позволит придерживаться норм законодательства, а значит, собственник квартиры не будет переведен на оплату за воду по нормативам и по полным тарифам.

Прием заявок на проведение поверки и замены прибора учета:

Тел.: +375 17 214 58 49 (многоканальный)
+375 44 598 50 73 (vel)
+375 44 598 50 74 (vel)
+375 29 570 59 21 (МТС)
E-mail: poverka@minskvodokanal.by

Время приема заявок:

ПН. — ПТ.: 8.00 — 17.00
СБ.: 8.00 — 15.45
ВС.: выходной

Время проведения поверки:

ВТ. — ПТ.: 9.00 — 14.00 и 13.00 — 16.00
СБ.: 9.00 — 14.00
ВС., ПН.: выходной

Обязательная информация для обработки заявки:

  1. ФИО собственника;
  2. Адрес, по которому необходима государственная поверка индивидуальных приборов учета воды;
  3. Контактный телефон, по которому диспетчер может связаться с Вами при обработке поступившей заявки;
  4. В случае необходимости Вы можете указать важные комментарии.

Для уточнения даты выполнения госповерки диспетчер свяжется с Вами по указанному контактному телефону.

Заявки без контактного телефона обрабатываться не будут.

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Статья в тему:  Чем покрыть цементный пол в бане

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Общедомовые приборы учета — кто платит за установку и нужно ли согласие жильцов?

Оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (ОДПУ) продолжается уже в течение 5 лет, но до сих пор из-за особенностей ее проведения между жильцами МКД, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями возникают непонимание и споры. Нередко поставщики и исполнители коммунальных услуг пользуются незнанием громоздкой законодательной базы по ЖКХ и обсчитывают граждан в части несения расходов на установку счетчиков и при переходе от начисления оплаты за услуги по нормативам к начислению оплаты по показаниям ОДПУ.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в МКД с 1 января 2013 года, в Республике Крым и городе Севастополь — с 2019 и 2021 гг. соответственно (ч.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении. »).

Обязанность по оснащению домов ОДПУ до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то исполнители комуслуг (управляющая компания, ТСЖ) должны обеспечить допуск ресурсоснабжающим организациям к местам установки приборов учета. Это не касается домов, признанных аварийными, подлежащих сносу или капремонту до указанной даты. Также коллективные счетчики можно не ставить в домах, где мощность потребления электроэнергии не превышает 5 киловатт, газ потребляется в объеме не более 2 кубометров в час (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении. ») и там, где нет технической возможности для установки счетчиков (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627). Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Порядок установки ОДПУ определен ч.ч. 9-11 ст. 13 Закона. Их установку, замену и эксплуатацию на договорной основе осуществляют ресурсоснабжающие организации (РСО), ответственные за подачу в дом воды, газа, тепла и электричества. Согласно Приказу Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178, эти организации обязаны предлагать установку счетчиков и не вправе отказать в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета. Цена договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства РСО уплачивают потребителю за каждый день неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но в сумме не больше, чем цена работ.

Заказчиком по договору об установке коллективных приборов учета может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества в доме, либо представитель интересов собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Расходы по договору несут собственники помещений. Также они могут обратиться с предложением к исполнителю услуг заключить такой договор. Субъект РФ вправе частично оплатить расходы собственников за счет бюджетных средств, уменьшив объем расходов собственников (ч.12 ст.13). Если не выражено намерение оплатить всю сумму сразу или за период менее 5 лет, в договор должно быть включено условие об оплате цены равными долями в течение 5 лет.

Статья в тему:  Что значит настоять на водяной бане

Когда могут установить общедомовые счетчики без согласования с жильцами?

Исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ) в домах, где счетчики не были установлены на 1 января 2013 года, вправе сами обеспечить установку и ввод в эксплуатацию счетчиков с привлечением ресурсоснабжающих организаций (п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ). Между РСО и УК заключается агентский договор, по которому УК, действуя в интересах РСО, взыскивает эти расходы с собственников (Письмо Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04). Расходы на установку приборов учета включаются в счета по квартплате в размере, который для каждого собственника определяется в зависимости от его доли в праве общей собственности на общее имущество. Состав возможных расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов указан в Письме Минстроя от 09.04.2014 N 5792-МС/04:

• стоимость прибора учета;

• расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы;

• расходы по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку;

• расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

При недостижении соглашения по взысканию расходов между УК и РСО, РСО вправе подать иск в суд к УК и взыскать с УК эти расходы. Управляющая компания признается надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления домом (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013). Собственники могут и сами решить вопрос установки ОДПУ на общем собрании, решив вопрос о размере расходов на установку и включении этих расходов в плату за содержание жилого помещения (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). С момента принятия такого решения УК должна в течение 3 месяцев обеспечить установку и ввод счетчика в эксплуатацию.

Статья в тему:  Какой краской красят заборы в москве

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика?

Ввод в эксплуатацию прибора учета осуществляется в течение месяца с даты установки. После ввода, с 1-го числа следующего месяца, исполнитель услуг (УК, ТСЖ) обязан рассчитывать размер платы за коммунальную услугу исходя из показаний введенного в эксплуатацию счетчика (п. 81 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ).

Если есть техническая возможность установки коллективного прибора учета тепловой энергии, но он не установлен, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей компанией. К потребителям в этом случае повышающий коэффициент не применяется.

Если общедомовой счетчик установлен, но не все квартиры и нежилые помещения оборудованы индивидуальными счетчиками, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к Постановлению N 354, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии (Письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04).

Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ?

В судебной практике встречаются следующие споры, связанные с установкой общедомовых приборов учета:

• споры по искам собственников по вопросу правомерности установки ОДПУ (Апелляционное определение Амурского областного суда от 03.05.2017 по делу N 33АП-2233/2017);

• споры по искам прокурора о понуждении установить ОДПУ (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу N 33-5802/2015); споры, связанные с возложением на собственника обязанности оплаты установки ОДПУ (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 22.06.2016 N 44г-0029/2016);

• споры, связанные с оспариванием исполнителем услуг предписаний контролирующих органов по вопросу правомерности расчетов по показаниям ОДПУ, а не нормативам (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф02-6640/2016 по делу N А69-196/2016);

Статья в тему:  Можно ли в бане закрывать дымоход когда прогорели дрова

• споры в связи с требованиями собственников делать расчеты по нормативам, а не по показаниям ОДПУ, установленных с нарушением законодательства или неисправных (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 20.11.2017 по делу N 33-4590/2017).

Эта информация была полезной? Расскажите своим друзьям, нажмите ниже «поделиться».

Нужна консультация юриста? Вступайте в группу «Юрист Екимова О.Н.», добавляйтесь в подписчики к Ольге Николаевне.

Возможно, вам будут интересны эти статьи:

Особенности процедуры

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки общедомового прибора учета, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности проведения работ по подключению писанных средств. Если подобное мероприятие она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки на них могут быть наложены штрафные санкции . Расчет проводиться исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ.
  3. Средства на оплату установки могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор на установку общедомового прибора учета.
  4. После осуществления проведения работ по подключению жители многоквартирного или собственник отдельного дома обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся проведения работ по подключению и оплаты общедомовых приборов учета. Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Статья в тему:  В какую баню сходить с ребенком

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

Если пропущен срок

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов ОДПУ используемых энергетических ресурсов, должно оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. При этом граждане – собственники жилых домов, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5-6.1. ст. 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение 5 лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Установленный во исполнение требований Закона об энергосбережении ОДПУ подлежит включению в состав общего имущества в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Сколько стоит установка?

Не менее важно собственникам знать и то, кто должен платить за установку ОДПУ больше, а кто меньше. Интересно, но количество зарегистрированных в квартире жильцов совершенно не влияет на стоимость монтажа. Расход каждого рассчитывается исходя из пропорционального соотношения площади квартиры к общей площади всего дома. При расчете учитывается и площадь общего имущества дома, представляющего собой все нежилые помещения здания.

Таким образом, площадь конкретной квартиры делится на общую площадь дома, после чего результат умножается на площадь нежилых помещений всего здания – общего имущества в виде лестничных площадок и так далее.

Полученный результат умножается на стоимость прибора и его монтажа, по необходимости сумма делится на 60, чтобы определить размер ежемесячных платежей при рассрочке.

Статья в тему:  Как нарисовать ромашки на заборе

ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector