Что происходило за кадром «Иронии судьбы, или С легким паром! »
Содержание
- 1 Что происходило за кадром «Иронии судьбы, или С легким паром! »
- 1.1 Роль Нади могла достаться Гурченко или Фрейндлих
- 1.2 ИППОЛИТ: ПОЧЕМУ НЕ СНЯЛСЯ БАСИЛАШВИЛИ?
- 1.3 Подбор актеров
- 1.4 Содержание
- 1.5 Другое начало
- 1.6 Поспорили с «судьбой»: почему Олег Даль не сыграл Женю Лукашина
- 1.7 Что происходило за кадром «Иронии судьбы, или С легким паром!»
- 1.7.1 Ватная зима
- 1.7.2 Лекарство счастья
- 1.7.3 Водка вместо воды
- 1.7.4 Неприятные поцелуи
- 1.7.5 Вонючая рыба
- 1.7.6 «Их не научишь никогда»
- 1.7.7 Случайный пассажир
- 1.7.8 Как Алкашин стал Лукашиным
- 1.7.9 Позор Немоляевой и обида Талызиной
- 1.7.10 Террорист-любовник
- 1.7.11 Цитата
- 1.7.12 Какая гадость этот ваш цыпленок карри!
- 1.8 «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975) — сюжет, актеры и роли, кадры из фильма
Страсти кипели не только в кадре. Женатый Рязанов совсем потерял голову от Нины Скуйбиной, работавшей тогда главредом на «Мосфильме».
— Нина очень часто приезжала к нам на площадку, — откровенничает оператор «Иронии. » Алисов. — Они с Рязановым, конечно, разные совсем. Он грубоват. Она — изысканная, очень спокойная. На Эльдара она действовала как успокаивающее лекарство. В ее присутствии он затихал, ничем не швырялся, улыбался, фонтанировал идеями, прямо светился счастьем. И очень слушался Нину. А в ее отсутствие казался нервным и неустроенным. Без Скуйбиной он, такое впечатление, не мог нормально работать. Она ему супчик привезет, покормит…
Роль Нади могла достаться Гурченко или Фрейндлих
Роль Нади Шевелевой могла сыграть одна из самых известных советских актрис. В пробах участвовали Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Марина Меримсон. Кроме того, Рязанова уговаривали взять на эту роль Алису Фрейндлих, но у него появилась другая идея – в польской мелодраме «Анатомия любви» ему запомнилась исполнительница главной роли Барбара Брыльска и именно её он решил пригласить сыграть Надю.
Сперва Рязанов раздобыл номер телефона актрисы и рассказал ей о своих планах. Затем Брыльске отправили сценарий, прочитав который, она прилетела в Москву на пробы. И внешне подошла на роль Нади идеально, единственной проблемой был её голос. Представьте себе учительницу русского языка Надю, которая говорит, да ещё и поёт хриплым прокуренным голосом с польским акцентом.
Но проблему удалось решить: петь вместо Брыльски пригласили Аллу Пугачёву, а разговаривать она должна была голосом Валентины Талызиной.
ИППОЛИТ: ПОЧЕМУ НЕ СНЯЛСЯ БАСИЛАШВИЛИ?
Роль Ипполита после отказа Андрея Миронова отдали Олегу Басилашвили – он был безоговорочным лидером среди других претендентов. Однако, когда уже начались съемки и даже было отснято несколько сцен, у Олега Валерьяновича умер отец, и актер попросил снять его с роли – не до комедий.
На его место в срочном порядке стали искать актера, похожего не только по фактуре, но и по комплекции – чтобы не перешивать костюмы. Юрий Яковлев, к которому обратился Рязанов, поначалу от съемок отказался – в это время готовил в театре сразу две премьеры. В итоге пришлось подключать высокое начальство, и Яковлева чуть ли не в приказном порядке «назначил» Ипполитом тогдашний руководитель «Мосфильма».
Зато именно Яковлев подарил своему герою ставшие крылатыми фразы. «Тепленькая пошла» и «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» – этих фраз не было в сценарии, это целиком импровизация Яковлева.
Подбор актеров
Рязанов очень тщательно отнесся к отбору актеров для будущей картины. На роль Жени Лукашина режиссер изначально планировал пригласить популярного советского актера Олега Даля, однако после проб отказался от этой идеи. Что конкретно послужило причиной, неизвестно. Однако существует версия, что Рязанов хотел сделать образ своего героя более мягким, а острохарактерный Даль для этого не подходил. Отказ получили также Андрей Миронов, во многом из-за своей высокой популярности, а также Петр Вельяминов и Станислав Любшин.
Позднее Рязанов обосновал свой выбор так: «Играть человека в несоображении, оставаясь при этом и натуральным, и симпатичным, и смешным — задача архисложная». Самыми убедительными для режиссера стали пробы Андрея Мягкова, который на тот момент еще не был широко известен зрителю. Сперва Рязанов не рассматривал Мягкова как исполнителя роли Лукашина, не считал его комедийным актером (до «Иронии судьбы. » сыграл, в частности, Аркадия Гайдара и Владимира Ленина). Однако после проб мнение режиссера изменилось. Впоследствии Мягков снялся в не менее популярной картине Рязанова «Служебный роман».
На роль Нади Шевелевой также пробовались несколько известных советских актрис — Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих, Валентина Талызина и др. Однако Рязанов остановил свой выбор на польке Барбаре Брыльской, которую запомнил по фильму «Анатомия любви» (1972; реж. Роман Залуский). Позднее режиссер в книге «Неподведенные итоги» писал, что «за ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба». Актриса говорила по-русски с сильным акцентом, поэтому ее пришлось дублировать Валентине Талызиной (при этом озвучивание в титрах не было указано). Сама Талызина сыграла в «Иронии судьбы. » подругу главной героини.
Жениха Нади Шевелевой — Ипполита — должен был играть Олег Басилашвили. Он был утвержден и снялся в нескольких эпизодах, но по ряду причин, в том числе из-за смерти отца, отказался от дальнейших съемок. Роль Ипполита в итоге сыграл Юрий Яковлев.
В фильме также были заняты Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Александр Белявский, Лия Ахеджакова, Ольга Науменко и др. Эпизодическую роль в своей картине, по традиции, исполнил сам режиссер: он сыграл соседа Лукашина в самолете.
Содержание
Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром!, или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма). Пьеса написана в 1969 году и к моменту постановки фильма с успехом шла в нескольких театрах по всему Советскому Союзу. Пьеса имеет одинаковый с фильмом сюжет.
С «Иронии судьбы» в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьёзное, которые приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии (предшественник этого периода, по мнению режиссера, — «Берегись автомобиля»).
Со временем фильм стал частью традиции проведения новогоднего вечера в бывшем Советском Союзе — этот фильм обязательно показывается в новогодние дни по одному из центральных телеканалов, а часто и по локальным телеканалам. Просмотр фильма стал одним из атрибутов Нового года.
Другое начало
В первоначальном замысле картина должна была начинаться по-другому. В сценарий были заложены съемки с вертолета многоэтажек в разных городов СССР. А закадровый голос рассуждал бы о многоэтажном строительстве. Например, там были такие фразы: «Одесситы утверждают, что их Черемушки самые юго-западные в нашей стране и им нельзя отказать в знании географии». Или: «Дома уже давно не строят по индивидуальным проектам, а только по типовым. Прежде в одном городе возводили Зимний дворец, в другом — Большой театр, а в третьем — еще что-то эдакое, заковыристое»
Но, видимо, из-за высокой стоимости проекта начальную сцену было решено заменить знаменитым мультфильмом.
Поспорили с «судьбой»: почему Олег Даль не сыграл Женю Лукашина
Мало кто знает, что история, рассказанная в главной новогодней комедии страны «Ирония судьбы, или С лёгким паром», действительно имела место. Знаменитый композитор Никита Богословский, известный своими розыгрышами, вместе с друзьями как-то отвёз своего подвыпившего друга 31 декабря на вокзал, посадил в общий вагон и с 15 копейками в кармане отправил в Киев. Правда, счастья своего бедолага, в отличие от Жени Лукашина, там не нашёл.
Как же создавалась знаменитая картина, отметившая на днях 45-летний юбилей? Почему Олег Даль не сыграл главную роль, Барбара Брыльска не заговорила своим голосом, а Алла Пугачёва поссорилась с Таривердиевым?
Иди в баню!
На главную роль Эльдар Рязанов пробовал пятерых актёров – Миронова, Даля, Вельяминова, Любшина и Мягкова.
Андрея Миронова Рязанов прочил на роль Ипполита. Но актёр, наигравшийся к тому времени всяческих негодяев и жуликов, отказался играть отрицательную роль. Все уверения Рязанова, что Ипполит вовсе не отрицательный, действия не возымели. И он настоятельно просил режиссёра дать ему роль Лукашина. Рязанов в эту затею не верил, но тем не менее пробы актёру разрешил.
Миронову нужно было сыграть сцену, в которой его герой рассказывает, как Ира, в которую он был влюблён 10 лет, предпочла ему другого. По словам Рязанова, Миронов старательно изображал себя застенчивым, нежным. Но поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно. В итоге на роль Лукашина Рязанов его так и не утвердил. А от роли Ипполита Миронов отказался сам.
Пётр Вельяминов, также пробовавшийся на главного героя, был забракован из-за нехватки комедийного таланта. А Станислав Любшин, обидевшись, что его собираются пробовать, сам отказался от роли. Очень интересными были пробы Олега Даля. Его Лукашин, по воспоминаниям Ольги Науменко, получался юморным и хулиганистым. Совсем не таким, как Мягков, – более резким и менее чудаковатым.
Как рассказывала жена Олега Даля, роль ему очень понравилась. Но он решил, что слишком моложав и смазлив для неё. После проб они с Рязановым смотрели отснятые кадры, хохотали, и всё же оба сошлись во мнении, что Даль действительно слишком молод для этой роли.
Андрея Мягкова Рязанов знал как хорошего драматического актёра, но его комедийные способности вызывали у режиссёра большие сомнения, поэтому Мягкова Рязанов даже не рассматривал. Пригласить актёра на пробы его уговорила ассистент режиссёра по актёрам. За что Рязанов был ей очень благодарен.
Моя Надя приехала
На роль Нади Рязанов искал актрису очень долго. Ему нужна была такая, чтобы совмещала в себе комедийные, драматические и музыкальные способности. Чтобы обладала обаянием без примеси какой-либо вульгарности, выглядела независимой и при этом беззащитной, в её внешности не было бы стервозности. Ну и, конечно, героиня должна была быть красивой, чтобы зритель поверил, что в неё можно влюбиться за одну ночь.
Людмила Гурченко пробовалась на роль Нади вместе с Мироновым. По словам Рязанова, они сразу стали работать в духе своего дуэта из «Соломенной шляпки» (кстати, этот фильм по телевизору смотрит главная героиня), а это в «Иронии судьбы» было совершенно неприемлемо.
Светлане Немоляевой, к которой Рязанов был очень расположен, он устроил восемь проб. Она играла эпизоды и с гитарой, и с пением, и со скандалом, когда героиня видит в квартире незнакомого человека. Надевала то один парик, то другой. Работала со своими волосами, в очках. Но ни одна проба не пришлась режиссёру по душе. «Ну, Света, не судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно», – будто бы сказал Рязанов.
Роль Нади примеряли многие актрисы – Лариса Голубкина, Алиса Фрейндлих, Антонина Шуранова (генеральша в «Неоконченной пьесе для механического пианино») и актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон. По заверениям Рязанова, работали они превосходно, точно, талантливо. И всё же ни одна из актрис не соответствовала героине, какой видел её режиссёр.
Сроки поджимали, и тут Рязанов вспомнил об актрисе из польского фильма «Анатомия любви». Так в картине появилась Барбара Брыльска.
Как рассказывал Рязанов, Брыльска всегда была самой подготовленной на площадке. Хотя, по словам Барбары, ей было труднее всех, ведь она не блестяще знала язык. От страха она учила наизусть не только свой текст, но и чужие роли. Зато всегда могла подсказать текст каждому из участников съёмок.
Тёпленькая пошла
Изначально на роль Ипполита утвердили Олега Басилашвили. Его пробы были просто блестящими. Он безоговорочно понравился съёмочной группе и был тут же утверждён. Уже шились костюмы. Басилашвили сняли на фотографию, которая должна красоваться в шкафу у Нади. И даже отсняли сцену, в которой Надя поднимает со снега выброшенную Женей с балкона фотографию Ипполита.
Но у актёра умер отец и почти сразу же – его партнёр по театру Ефим Копелян. Басилашвили пришлось его заменять, и съёмки оказались под угрозой.
Тогда-то Рязанов и пригласил Юрия Яковлева. Костюмы Басилашвили ему подошли. Но снег на улице уже таял, и переснять сцену, где Надя поднимает фотокарточку Ипполита, не успели. Особо наблюдательный зритель может это заметить.
На роль невесты Лукашина Гали сначала пробовали Наталью Гвоздикову. По мнению актрисы, её не утвердили из-за того, что она не входила в команду Рязанова – никого не знала из съёмочной группы.
В итоге роль досталась Ольге Науменко, которая пробовалась вместе с Далем. Рязанов сразу предупредил её: несмотря на то что героиня вроде бы откровенно стервозная девушка, фильм снимается про добрых и хороших людей, а потому Галя тоже должна получиться хорошей.
Говорят, что после того как был отсмотрен материал с корявым русским языком Барбары Брыльской, по студии поползли пересуды: «Рязанов провалился». На озвучание стали пробовать разных актрис. Но ассистент по режиссёрам, та самая, которая привела Мягкова, настаивала, чтобы Надю озвучивала Валентина Талызина. К её мнению присоединялась и тогдашняя жена Рязанова Нина Скобелева. Она подошла к актрисе и сказала: «Валя, нужно спасти картину».
Правда, Талызина играла в фильме ещё и учительницу.
– И в итоге свою героиню я немного огрубила, – рассказывала нам сама актриса, – а за Надю я говорила более нежным и лиричным голосом.
При этом, говорят, особых сипатий к Брыльской Талызина с самого начала не испытывала. Впрочем, тёплых отношений у польской звезды не сложилось практически ни с кем из партнёров. С Андреем Мягковым, который был очень закрытым, они практически не общались. Юрия Яковлева она сочла недостаточно красивым и даже отказывалась целоваться с ним в кадре.
Петь же за Барбару Брыльску выпало Алле Пугачёвой. Её пригласил сам Микаэл Таривердиев.
Надо меньше пить
Знаменитую сцену в бане снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма». Правда, как рассказывал Александр Ширвиндт, во время съёмок они решили выпить настоящей водки и в итоге изрядно набрались. Возмущённый Рязанов съёмки прекратил. Сцену переснимали на следующий день, но в итоге в картину якобы вошли именно «пьяные» дубли.
Сцену с Ипполитом, принимающим душ в пальто, тоже снимали в неотапливаемом павильоне. И знаменитая фраза «Ой, тёпленькая пошла» была сказана Юрием Яковлевым с иронией. Импровизация пришлась Рязанову по вкусу, и он оставил её в картине. Как и фразу про гадкую заливную рыбу, которую также придумал Яковлев. «Эта рыба, которую принесли на площадку реквизиторы, действительно была дрянная, с душком», – вспоминал сам актёр.
…Съёмки фильма были закончены в июне 1975-го. И шесть месяцев картина ждала Нового года. Правда, ходили слухи, что фильм могут запретить из-за пропаганды пьянства. Но на счастье создателей «Иронии», её увидел Леонид Брежнев. Картина первому человеку в стране очень понравилась, и 1 января 1976 года «Иронию судьбы…» впервые показали по телевидению.
С тех пор фильм превратился в один из неизменных атрибутов Нового года.
Что происходило за кадром «Иронии судьбы, или С легким паром!»
Кристина Безбородова 10 ДЕКАБРЯ 2020
Истории со съемочной площадки культового фильма
Ватная зима
Когда снимали в Ленинграде, на улице стоял лютый мороз, но снега не было совсем. Все улицы, которые попали в кадр, пришлось засыпать пенопластом. На крышах домов укладывали вату
— Администраторы приставляли лестницы к деревьям, забирались наверх и наносили на ветки толстые слои пены для бритья, — смеется оператор картины Вадим Алисов. — Резали мелкую бумагу — пускали по ветру.
Лекарство счастья
Страсти кипели не только в кадре. Женатый Рязанов совсем потерял голову от Нины Скуйбиной, работавшей тогда главредом на «Мосфильме».
— Нина очень часто приезжала к нам на площадку, — откровенничает оператор «Иронии. » Алисов. — Они с Рязановым, конечно, разные совсем. Он грубоват. Она — изысканная, очень спокойная. На Эльдара она действовала как успокаивающее лекарство. В ее присутствии он затихал, ничем не швырялся, улыбался, фонтанировал идеями, прямо светился счастьем. И очень слушался Нину. А в ее отсутствие казался нервным и неустроенным. Без Скуйбиной он, такое впечатление, не мог нормально работать. Она ему супчик привезет, покормит…
Водка вместо воды
Сцену в бане снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма».
— Нам привезли две бочки пива и пальмы в кадках, — вспомнил Ширвиндт. — А поскольку было холодно и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли в первую ночь.
Неприятные поцелуи
Барбара Брыльска наотрез отказывалась целоваться со своими партнерами. Ей не нравился ни Мягков, ни Яковлев, который был мечтой многих женщин.
— Юрий — не мой типаж, — объяснила спустя годы пани Барбара. — Понимаю: в нашей профессии надо играть разные вещи, но можно снять так, чтобы зрителю казалось, будто все было, а на самом-то деле не было. А когда на пленке абсолютно все, когда интим показывают почти анатомически, мне это не нравится. Смотрю на экран и стесняюсь за тех актеров: это для меня интимные вещи. Надо ведь что-то сохранить и для частной жизни, правда? Тем более тогда я была влюблена. У меня был муж, дочери полтора годика исполнилось.
Брыльска вспоминает, как однажды, лет через пять — семь после телепремьеры фильма в Советском Союзе, показала «Иронию. » маме:
— Что вы думаете она сказала? До чего была хороша и молода! Она смотрела только на меня. Даже не задала любимый всеми вопрос: «Кого бы ты выбрала — Женю или Ипполита?» Хотите отвечу? Никого! Мне нравятся красивые мужчины!
Вонючая рыба
На «Мосфильме» были проблемы с горячей водой. По сюжету Ипполит принимает душ прямо в одежде. В холодном сыром павильоне Юрий Яковлев минут 25 мужественно отстоял под душем, из которого лилась ледяная вода. Его фраза «Ой, тепленькая пошла» была сказана не по сценарию, с иронией. Но импровизация так понравилась Эльдару Александровичу, что он взял ее в фильм.
Для Яковлева съемки в этом эпизоде обернулись двумя днями простоя: температура, насморк, воспаленное горло.
Фраза «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!», произнесенная тоже Яковлевым и тоже ставшая крылатой, — также импровизация Юрия Васильевича.
— Эта рыба, которую принесли на площадку реквизиторы, действительно была дрянная, с душком, — вспоминал потом актер.
«Их не научишь никогда»
Валентина Талызина до сих пор с улыбкой вспоминает о своем дуэте с Лией Ахеджаковой, с которой знакома со студенческих лет.
— Наши музыкальные сцены — это отдельная история, — вспомнила актриса в беседе с журналистом Верой Копыловой в «Аргументах и фактах». — У Лии со слухом, по-моему, еще хуже, чем у меня. Когда мы вступили, вся съемочная группа поползла от смеха, и тогда побледневший Рязанов подошел к Микаэлу Таривердиеву: «Это же твоя музыкальная сцена! Сделай что-нибудь! Научи их хоть как-нибудь петь!» Микаэль поставил диагноз: «Их не научишь никогда».
Я была обескуражена, когда узнала, что Ахеджакова отказалась от продолжения, которое, оказывается, настаивал снимать Андрей Мягков — мол, надо успеть, пока все живы-здоровы. Я до последнего надеялась, что Лия передумает.
Случайный пассажир
Как известно, Эльдар Александрович сыграл эпизодическую роль раздраженного пассажира в самолете, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. Появление в кадре Рязанова — случайное стечение обстоятельств. Во время съемок этого эпизода выяснилось, что для развития сцены нужен еще один актер. Снимали в воскресенье в Домодедово, к тому же пиротехники пускали за окном дым, создавая иллюзию полета. Когда стало понятно, что искать нового персонажа «на земле» некогда, операторы предложили войти в кадр самому режиссеру.
— Я почему-то со страху нацепил очки, чтобы как бы скрыться, — смеялся Рязанов. — Сел, взял газету. Ну а дальше как всегда: Камера! — Мотор! — Стоп! — Снято!
Когда постановщик увидел себя на экране, неприятно удивился:
— Оказывается, у меня лысина. А я и не догадывался…
И вызвал на ковер гримеров, желая услышать объяснения, почему у него в кадре «не пойми что на голове».
Как Алкашин стал Лукашиным
1969-й. Эльдар Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский получили от Москонцерта задание написать сценарий для новогодней вечеринки. В основу одной из реприз легла реальная история про друга Брагинского — композитора Никиту Богословского. Тот, как известно, прославился своими остроумными розыгрышами. Однажды Никита, до беспамятства напоив товарища, посадил его на поезд Москва — Владивосток. Дал проводнице пятерку и попросил проследить, чтобы пассажир все восемь дней в пути не просыхал. Протрезвев на другом конце огромной страны, человек обалдел и долго не мог прийти в себя, попадая в комические ситуации.
А спустя время Брагинский и Рязанов написали пьесу «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» о похождениях пьяницы Жени Алкашина, которая несколько лет с успехом шла сразу в 110 театрах. Причем написали они ее всего за 12 дней, будучи все это время, мягко говоря, навеселе.
А еще через несколько лет Эльдар Александрович решил перенести историю на телеэкран. Алкашин стал Лукашиным, а остросатирическая пьеса превратилась в лирическую комедию о любви.
Позор Немоляевой и обида Талызиной
На роль Нади Шевелевой пробовались Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Лариса Голубкина, актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон и Валентина Талызина. Ко всему прочему, Эльдара Александровича уговаривали выписать из Питера Алису Фрейндлих.
— Я играла эпизоды и с гитарой, и с пением, и со скандалами, когда героиня видит в квартире незнакомого человека, — вспоминает Немоляева. — Играла в одном парике, в другом, со своими волосами, в очках. Но в итоге я провалилась с треском! Наконец Рязанов сказал: «Ну, Света, не судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно».
— Все актрисы работали превосходно, точно, талантливо, — рассказывал режиссер. — Но их личные качества не совпадали со свойствами героини. Одна при поразительной нюансировке чувств была несколько вульгарна. Скорее, получилась бы история об однодневной интрижке. Другую предал киноаппарат: очарование неправильных черт лица пропало, и осталась одна некрасивость. Третья оказалась начисто лишенной юмора. А сроки съемок неумолимо приближались! И тут мне вспомнилась актриса из довольно среднего польского фильма «Анатомия любви» — Барбара Брыльска.
Рязанов лично позвонил иностранке в Варшаву и пригласил на пробы.
К слову, изначально режиссер планировал, что Надя будет учительницей польского языка. Так, мол, не будет вопросов к акценту Брыльски. Но чиновники запретили, и актрису переозвучила Валентина Талызина. А песни исполнила Алла Пугачева. Однако в титрах их имена не были указаны. Брыльска одна ездила на кинофестивали представлять картину, а своих дублерш даже не поблагодарила. Талызина этим очень оскорбилась.
— Я была под Москвой на каком-то фестивале: гуляли, пили, веселились, — рассказала пани Барбара. — И тут подходит к нашей компании пьяная Валя и начинает: «Слушайте, я за нее говорила, Пугачева пела, а Государственную премию получила она. Это что, справедливо?» — «Нет, — я ответила, — несправедливо», — и тут же ушла. Может, действительно эта награда была немножко натянута, но я себе премии не давала. В общем, мы поругались. И не общались многие годы. Но вот недавно я решила перед ней извиниться. И Валентина меня простила. Теперь все плохое осталось в прошлом. Талызина — очень хорошая актриса.
— Она действительно красивая женщина, западная, — сказала про Брыльску в одном из ток-шоу Валентина Илларионовна, подтвердив, что топор войны и впрямь зарыт.
Террорист-любовник
Женю Лукашина безумно хотел сыграть Андрей Миронов. А Рязанов предлагал ему лишь Ипполита. Но после долгих уговоров режиссер пошел актеру навстречу.
— Говорю ему: «Я сделаю с тобой кинопробы, и если ты меня убедишь, если будешь естественным — возьму», — делился Эльдар Александрович. — Я выбрал сцену, где Лукашин рассказывает о том, что когда-то он был влюблен в какую-то девушку, но она предпочла его друга Павла, которого играл Ширвиндт — давний закадычный дружок Миронова, и так у него эта любовь не состоялась. Андрюша старался выглядеть застенчивым, этаким мягким и милым и сыграл неплохо. Но те, кто смотрел кинопробу, ни на секунду не поверили в то, что этот герой — такой. Потому что, грубо говоря, из каждой перфорации выглядывал террорист-любовник.
Миронова не утвердили, а от роли Ипполита он отказался. В итоге жениха Нади должен был играть Олег Басилашвили. На него сшили все костюмы и даже отсняли несколько эпизодов. Но вдруг скончался близкий друг Олега Валериановича и коллега по питерскому БДТ — Ефим Копелян. Худрук театра в срочном порядке вызвал Басилашвили играть его роли. Так в «Иронии судьбы» появился Юрий Яковлев. К слову, в сцене, когда Надя поднимает со снега выброшенную фотографию Ипполита, на снимке изображен Басилашвили.
Кстати
- На роль Жени Лукашина пробовались Олег Даль, Петр Вельяминов и Станислав Любшин. Последний отказался сам, узнав, что придется участвовать в кастинге.
Цитата
Эльдар Рязанов из книги «Неподведенные итоги» (Издательство «Вагриус», 1995 г.):
Нашим фильмом мы хотели как бы постучаться в сердце каждого человека и сказать: «Если у тебя неприятности, если ты нездоров, если от тебя ушла любовь, помни, что надо верить людям, что жизнь прекрасна, что чудо возможно!»
Закончили снимать в июне, и шесть месяцев картина ждала, пока наступит новый, 1976 год, а вместе с ним и телепремьера. Во время этого полугодового ожидания до меня регулярно доходили неприятные слухи. Помню, как председатель Госкино Ермаш при встрече злорадно сказал мне:
— Слышал, у тебя сложности с твоей картинкой-то на телевидении. Не хотят ее выпускать из-за пропаганды пьянства.
Какая гадость этот ваш цыпленок карри!
В 2013-м в Болливуде сняли ремейк советской «Иронии судьбы». Сюжет фильм «Я люблю Новый год» почти один в один с нашим.
Под Новый год незадачливый банкир Санни ходит с друзьями в баню. Однажды товарищи перепили и отправили Санни из Мумбая в Нью-Йорк. Ну а дальше вы знаете. Только Надя — это учитель музыки Кангана, а Ипполит — драчливый индус Кумар, говорящий в фильме, переиначивая нашего Ипполита: «Какая гадость этот ваш цыпленок карри!»
Фильм вышел в прокат только в США и Индии. Нигде в титрах создатели комедии не указали советских авторов! Просто слизали, и все. Россияне возмутились, принялись атаковать болливудских киношников в соцсетях. Конфликт закончился тем, что Рязанов махнул рукой:
— Денег с них получить почти нереально. Будем радоваться тому, что наше кино пришлось по душе не только миллионам соотечественников, но и индусам. Отличная оценка!
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975) — сюжет, актеры и роли, кадры из фильма
Содержание фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Новогодняя комедия от режиссера Эльдара Рязанова по пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь. ».
1 серия
Действие происходит в Москве, в новостройке. 36-летний врач-хирург, закоренелый холостяк Евгений Михайлович Лукашин намеревается встречать Новый год со своей невестой Галей в квартире, недавно полученной по адресу: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Собираясь сделать Гале в новогоднюю ночь предложение, он рассказывает ей о том, что как-то уже сватался к одной женщине, но потом резко передумал жениться и сбежал в Ленинград.
Галя собралась уходить, чтобы вечером вновь вернуться к Лукашину на встречу Нового года. В знак своих серьёзных намерений Женя даёт Гале ключи от новой квартиры. Перед встречей Нового года Женя и его друзья — Павлик, Саша и Миша — по давно сложившейся традиции отправляются в баню. Там они изрядно выпивают, а потом отправляются в аэропорт провожать Павлика, который должен лететь к своей жене в Ленинград. Однако в самолёт пьяные Саша и Миша по ошибке сажают полусонного Женю.
Проснувшись уже в ленинградском аэропорту, он берёт такси и называет свой московский адрес, по которому в Ленинграде расположен точно такой же типовой дом, как и в Москве. Таким образом, Женя поднимается в квартиру, которую считает своей, и открывает типовой замок ключом от московской квартиры. В ленинградской квартире с типовой советской мебелью после новоселья также царит беспорядок, и ничего не подозревающий, обессилевший от долгого дня и алкоголя Женя засыпает.
Спустя некоторое время в квартиру возвращается живущая здесь учительница русского языка и литературы, 34-летняя Надежда Васильевна Шевелёва, которая готовится встретить Новый год со своим женихом Ипполитом Георгиевичем. Она с ужасом обнаруживает в своём доме спящего незнакомца и пытается разбудить и выгнать его до прихода Ипполита. Женя всячески сопротивляется: с его точки зрения, посторонняя женщина ворвалась в его квартиру и по неизвестной причине прогоняет его. В результате суматошного объяснения и взаимного предъявления паспортов выясняется правда: Галя ждёт Женю в Москве, а он находится в Ленинграде, куда в прошлый раз уже сбежал от предыдущей невесты.
Пришедший Ипполит устраивает Наде сцену ревности, и Женя уходит. Однако вскоре он обнаруживает, что денег на билет до Москвы у него нет, и поэтому возвращается, чтобы попросить взаймы. Надя соглашается помочь ему. У Ипполита это вызывает новую вспышку ревности, и в гневе он уходит. Женя безуспешно пытается догнать Ипполита. Надя разрешает протрезвевшему Жене остаться, чтобы он смог дозвониться до Гали и объяснить ей происходящее. Но когда он наконец дозванивается до любимой, та не хочет его слушать. Ипполит в приступе ревности гоняет под бой курантов на своём ВАЗ-2103 по ночному Ленинграду.
2 серия
Вынужденно находясь в одной квартире, герои, несмотря на недомолвки, постепенно начинают проникаться друг к другу симпатией. После этого возвращается Ипполит. Из-за того, что Женя всё ещё находится тут, дело доходит до драки. Надя выгоняет их из дома обоих, но Женя, забывший портфель с банным веником, снова возвращается, и Надя сама предлагает ему остаться. Позже приходит уже пьяный Ипполит и, поев, выпив и приняв душ прямо в одежде, разъясняет обоим, что за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. После этого он уходит насовсем.
Потрясённая словами Ипполита, Надя считает, что у них с Женей нет будущего, а произошедшее было только игрой, и утром Женя возвращается самолётом в Москву, предварительно прихватив фотографию Нади. Но Надя обнаруживает, что Женя опять забыл портфель с веником, и поняв, что это судьба, в тот же день прибывает в Москву, чтобы теперь навсегда остаться с любимым.
кадры из фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром»
Андрей Мягков — хирург Евгений Михайлович Лукашин (вокал — Сергей Никитин);
Барбара Брыльска — учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Шевелёва (озвучивание — Валентина Талызина, вокал — Алла Пугачёва);
Юрий Яковлев — жених Нади Ипполит Георгиевич;
Любовь Добржанская — мама Жени Марина Дмитриевна Лукашина;
Ольга Науменко — невеста Жени Галя;
Лия Ахеджакова — подруга и коллега Нади Таня;
Валентина Талызина — подруга и коллега Нади Валя;
Александр Ширвиндт — близкий друг Жени Павлик / голос за кадром в начале фильма;
Георгий Бурков — друг Жени Мишка;
Александр Белявский — друг Жени Саша;
Любовь Соколова — мама Нади Ольга Николаевна Шевелёва;
Готлиб Ронинсон — ожидающий посадки на самолёт пассажир из Красноярска;
Эльдар Рязанов — пассажир самолёта (не указан в титрах)
Режиссер: Эльдар Рязанов;
Сценаристы: Эмиль (Эмануэль) Брагинский, Эльдар Рязанов;
Оператор: Владимир Нахабцев;
Композитор: Микаэл Таривердиев;
Художник: Александр Борисов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1975;
Премьера: 1 января 1976 (ТВ), 16 августа 1976 (прокат);
Cерий: 2.
Интересные факты про фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» >>>
Андрей Мягков о съемках в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» >>>
Песни фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Со мною вот что происходит
муз. М. Таривердиева, ст. Е. Евтушенко
Со мною вот что происходит,
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в разной суете
Разнообразные не те
Со мною вот что происходит,
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладет
И у другой меня крадет.
А той скажите, Бога ради,
Кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден
В отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
А будет жить с собой в борьбе
И неосознанно наметит
Кого-то, дальнего себе.
О сколько вредных и ненужных связей,
Дружб ненужных.
Во мне уже осатаненность.
О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих сердец соединенность
И разобщенность близких душ.
Со мною вот что происходит,
Со мною вот что происходит,
Со мною вот что происходит.
Никого не будет в доме
муз. М. Таривердиева, сл. Б. Пастернака
Никого не будет в доме.
Кроме сумерек.
Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк Моховой,
Только крыши, снег, и кроме
Крыш и снега никого.
Крыш и снега никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И дела зимы иной.
Но внезапно по портьере
Пробежит волненья дрожь.
Тишину шагами меря.
Тишину шагами меря.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Из которых хлопья шьют.
По улице моей
муз. М. Таривердиева, сл. Б. Ахмадуллиной
По улице моей который год
Звучат шаги, мои друзья уходят.
Друзей моих бессмысленный уход
Той темноте за окнами угоден.
О одиночество! Как твой характер крут,
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно, ты размыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
На том конце замедленного жеста.
Найти листву и поднести к лицу,
И ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И мудрая я позабуду тех,
Что умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы,
Природа прислонясь к моим плечам
Откроет свои детские секреты.
И вот тогда, из слез, из темноты,
Из бедного невежества былого
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.
Мне нравится
муз. М. Таривердиев, сл. М. Цветаева
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной,
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо Вам и сердцем и рукой,
За то, что Вы меня, того не зная сами,
Так любите,
За мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.
За наше негулянье под луной,
За солнце не у нас над головами,
За то, что Вы — увы! — больны не мной,
За то, что я — увы! — больна не вами.
Если у вас нету тети (Ария московского гостя)
муз. М. Таривердиева, сл. Ал. Аронова
Если у вас нету дома,
Пожары ему не страшны.
И жена не уйдет к другому,
Если у вас, если у вас,
Если у вас нет жены,
Нету жены.
Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь.
Думайте сами, решайте сами,
Иметь или не иметь.
Иметь или не иметь.
Если у вас нет собаки,
Ее не отравит сосед.
И с другом не будет драки,
Если у вас, если у вас
Если у вас друга нет.
Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь.
Думайте сами, решайте сами,
Иметь или не иметь.
Иметь или не иметь.
Если у вас нету тети,
Ее вам не потерять.
И если вы не живете,
То вам и не, то вам и не
То вам и не умирать.
Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь.
Думайте сами, решайте сами,
Иметь или не иметь.
Иметь или не иметь. — 2 раза
На Тихорецкую
муз. М. Таривердиева, сл. М. Львовского
На Тихорецкую состав отправится.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, платочки белые
Платочки белые, глаза печальные.
Начнет выпытывать купе курящее.
Про мое прошлое и настоящее.
Навру с три короба — пусть удивляются.
С кем распрощалась я, с кем распрошалась я,
С кем распрощалась я, вас не касается.
Откроет душу мне матрос в тельняшечке.
Как тяжело на свете жить бедняжечке.
Сойдет на станции, и не оглянется,
Вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется, перрон останется.
Я спросил у ясеня
муз. М. Таривердиева, сл. В. Киршона
Я спросил у ясеня, где моя любимая,
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?» —
Тополь забросал меня осеннею листвой.
Я спросил у осени: «Где моя любимая?» —
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал, где моя любимая,
Долго дождик слезы лил под моим окном.
Я спросил у месяца: «Где моя любимая?» —
Месяц скрылся в облаке — не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?» —
Облако растаяло в небесной синеве.
Друг ты мой единственный, где моя любимая?
Ты скажи, где скрылася, знаешь, где она?
Друг ответил преданный, друг ответил искренний,
Была тебе любимая, была тебе любимая,
Была тебе любимая, а стала мне жена.
Я спросил у ясеня.
Благословляю Вас (У зеркала)
муз. М. Таривердиев, сл. М. Цветаевой
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе.
Вы — в дыме поезда. Поля, поля
В вечерней жалобе.
Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны.
— Благословляю Вас, благословляю Вас
Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
. Благословляю Вас, благословляю Вас
Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
Баллада о прокуренном вагоне
— Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана —
Прольется пламенной смолой.
— Пока жива, с тобой я буду —
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду —
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду —
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
— Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.
— Но если я безвестно кану —
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
— Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!