0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как мылись древние славяне

Как мылись древние славяне?

Древние славяне имели множество интересных традиций, которые связанные с купанием. Они отстраивали бани и парилки, в которых очищали не только тело, но и душу. Древние славяне считали, что вода имеет самые лучшие свойства и каждый человек в своей жизни связывал важные события с баней.

Многие историки утверждают, что сплетни о грязи вони на Руси совершенно ложные, ведь русский народ еженедельно по субботам парился в банях. Давайте попробуем порассуждать над тем — были ли русские “грязнулями” или все же это клевета “немытой” Европы?

  1. “Немытая” Европа считает нас варварами?
  2. Чистота — заповедь Перуна?
  3. Как мылись русичи?

Какими были бани в Древней Руси и где парились первые жители Петербурга

Владимир Иванович Даль достаточно подробно раскрыл семантику слова «баня». Оно происходит от слова «банить», что в старину значило «мыть, чистить водою», а «баниться» — мыться. Говоря о банях, Даль имел в виду паровую русскую баню, строение или покой, где банятся не просто в сухом тепле, а в пару.

На Руси бани уже точно были минимум в X веке. Такой вывод можно сделать из богатого исследования Игоря Богданова «Три века петербургской бани». Богданов пишет, что арабский путешественник Ибн Руста в начале X века так описал «бани северян»: «В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле ров для погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие церкви. В такие погреба переселяются они со всем семейством, взяв дров и камней. Разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до предела, на них льют воду, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду».

Статья в тему:  Почему в германии совместные бани

Оттуда же можно узнать, что летописец Нестор, живший в конце XI — начале XII веков, писал, что славяне, обитавшие в северных лесах, добровольно подвергали себя «тягостной процедуре» [мытья в раскаленной бане], доставлявшей им «мучительную радость». Нестор также описывает процедуру мытья в бане, отмечая массовость этого явления. Летописец говорит, что это «издревле было» неотъемлемой частью жизни русского человека.

При всем этом банное дело долгое время не регулировалось правителями. В деревенских банях мужчины и женщины парились вместе вплоть до XVI века. Это прекратилось только при Иване Грозном в 1551 году, когда Стоглавый собор запретил «совместное омовение», «дабы предотвратить возможное падение в грех».

В первое время после создания Петербурга бани разрешили строить всем желающим. Чем многие жители, к слову, воспользовались. Тогда бани еще не облагались пошлинами, и это было выгодно. Единственным условием было строить бани подальше от жилья и исключительно из камня.

Уже через несколько месяцев Петр I, увидев пристрастие народа к баням, решил извлечь из этого пользу. В 1704 году он издал указ о введении во всех городах и уездах денежного сбора с каждой общественной и домовой бани. С тех пор правительство стало поощрять создание общественных бань. По составленному уставу «О банном сборе», с бояр брали 3 рубля, со служивых — 1 рубль, а со стрельцов, служилых казаков и крестьян — по 15 копеек в год.

При этом бань всё равно становилось больше и больше. Как пишет исследователь Наум Синдаловский, можно говорить как минимум о Воронинских банях с мраморным убранством, банях в Адмиралтейском дворе, Фонарном переулке и близ Гавани. Они становились местами силы для людей, причем разных сословий; у каждой из них была своя репутация.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Статья в тему:  Как правильно париться в русской бане форум

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Статья в тему:  Можно ли баню топить в троицу

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

Банные мазурики

Русский писатель и краевед Владимир Гиляровский был одним из лучших экспертов в области московского уголовного мира. По его словам, больше всего хлопот столичным любителям пара доставляли банды банных воров. Злоумышленники внешне ничем не отличались от обычных посетителей, также мылись и парились, но в это время зорко поглядывали вокруг, выбирая удобный момент.

Неожиданно один из мазуриков поддавал воды на каменку так, что все оказывались в густых клубах пара и на некоторое время оказывались дезориентированы и ошпарены. Они вскакивали из парной в мыльню, а воры в этот момент срывали с шестов одежду и ретировались. Иногда они прятали одежду и другие личные вещи тут же, в бане, чтобы не попасться с ними на выходе и забрать позднее.

Так орудовали в «простонародных» банях. Там, где основным контингентам были купцы, зажиточные горожане и люди дворянского сословия, работали гардеробы. Сдав одежду, посетитель получал жестяной номерок на веревочке, который можно было повесить на шею или запястье. В таких парных воры умудрялись незаметно подменить номерок и забрать дорогую одежду в гардеробе. Кстати, стоимость украденного приходилось возмещать служащим бани.

В Москве многие владельцы бань и даже отдельные работники, платили преступникам «отступные». Это позволяло сохранить не только деньги, но и репутацию заведения. Воры, получавшие стабильную мзду от бань, следили за тем, чтобы там не орудовали чужаки. С нарушителями расправлялись быстро и жестоко – их беспощадно калечили или даже убивали.

Вообще, парные бани считались опасным местом промысла и воры боялись попасться там сильнее, чем в лавке или на рынке. Боязнь быть пойманными была не напрасной, ведь баня для русского человека – святое, а обокравший беспомощного, намыленного посетителя не заслуживал никакого снисхождения.

Статья в тему:  Как кованые заборы делать самому

Поэтому полицию, от которой воришка легко мог откупиться, вызывали далеко не всегда, а со злоумышленником расправлялись своими силами. Пойманного с поличным вора нагим привязывали к одной из колонн парной или мыльни и каждый имел возможность выместить на нем свою злобу. Преступников пинали, щипали и били в лицо кулаком, выкручивали им носы и уши, хлестали арапниками и колотили тростями.

Иногда наказуемый не выдерживал экзекуции и отдавал Богу душу – в таком случае искать виновного было бесполезно. Но чаще всего милосердный русский народ вовремя прекращал расправу и избитого до полусмерти жулика выбрасывали в чем мать родила на улицу. При этом скидки ему не делали, даже если на дворе стоял трескучий мороз.

Банник – друг бани

В древности в славянской мифологии для бани выделяли отдельное божество, называли его почтительно – Банник. Лишь спустя некоторое время, с приходом новой веры и трансформацией древних традиций божество упростили до некоего сущностного духа, но его значимость и сила остались прежними.

Банник похож на домового; как домовой считался хозяином домашнего пространства, так Банник отвечал за пространство банное. Отнести его к разряду добрых или злых духов сложно, так как, подобно ситуации с домовым, все зависит от того, заладились ли отношения с Банником.

Изучая народные сказания о банном духе, можно встретить самые разные истории. В хороших рассказывается, как добрый Банник помогал детишкам и семье, исцелял хозяев дома от болезней. Но есть истории, где говорится, что Банник, который обиделся на плохое поведение хозяев и разозлился, был способен на жестокую месть и даже на то, чтобы нанести вред человеку. При этом, если обидеть Банника, он может мстить изворотливо, например – запарить до страшной задышки человека в бане, а никто и не узнает, кто содеял плохое.

С Банником шутки плохи, но и без него нельзя. Без этого духа баня неживой будет, да и кто как не Банник способен отогнать всякую злую силу от помещения. Так что Банника таки нужно завести в новой бане и стараться не обижать его.

Статья в тему:  Почему сворачивается кровь при заборе из пальца

Заговор на похудение

Этот заговор обычно читают девушки. Он хорош тем, что для него совсем необязательно уединяться, что в бане считается небезопасным – так можно привлечь ненужное внимание Банника. Подробнее о нем читайте в статье «Как угодить Баннику – духу бани»

Для проведения ритуала каждая его участница должна подготовить удобную емкость с водой, это может быть чашка или ушат. Ее ставят у входа в парилку и перед тем, как начать парится, говорят следующие слова:

«По земле толстяк шел да хлеб ел, да песни пел. Гол был, да всё потел. Пока до дома толстяк дошел, с тела совсем сошел, похудел. Так и я потею, да худею. Ключ замок язык.»

После можно париться обычным способом. Главное, уходя забрать емкость с водой с собой. Эту воду необходимо вылить на себя во дворе (можно и в самой бане, но не в парилке, если есть доступ к земле, важно, чтобы вода ушла в землю). Выливая воду, приговаривают:

«Вода, быстрее утекай, убегай, с меня лишнее все забирай. Сейчас мне, вода, услужи, за мной да по мне не тужи».

Мыло в бане не применяют?

Знатный Банщик согласен с этим правилом: непосредственно в саму парную, на деревянные полки вход с мылом заказан. А вот после пара, в помывочной или под душем – пожалуйста

Совет красоты от Знатного Банщика : захватите в баню мед. После распаривания нанесите его на лицо и тело, пусть он впитается, а потом попросите сделать вам массаж или потритесь шелковой рукавичкей для пилинга. Такая процедура – замечательная альтернатива салонным обертываниям. А вы знаете, что родина мелового пилинга – восточные бани (хамам)?

На Руси мылись щелоком – раствором печной золы. Он и отмывал хорошо, и прекрасно заменял современные скрабы и пилинги. Побалуйте распаренные волосы и кожу натуральным мылом, без сильнодействующей химии. В коллекции Знатного Банщика только полезные для здоровья продукты, как мыло производства ТМ «Ботаника».

Статья в тему:  Как банить в фейсбуке

Его действие так же чудесно, как названия компонентов в составе этого мыла: кофейная гуща и молотая корица, сладкий апельсин и цветная глина, измельченные травы и цветы, березовый уголь и масла какао, кокоса, ши и ним. Твердые частички выполняют роль скраба, помогают избавляться от омертвевших клеток эпителия. Масла деликатно ухаживают, заменяя маски и бальзамы. Возвращая упругость коже, они дарят ей и увлажнение, и питают ее.

Натуральное мыло – нежная забота о коже и тайна вашей свежести и очарования.

Кто придумал русскую баню

История русской бани – одна из самых древних. Ее появление относят ко времени зарождения славянских племен.

Хотя русская баня – это все-таки коллективное творение, корни ее связаны не только с древними славянами, но и с финскими, угорскими народами и древними племенами охотников Поволжья, Урала и Сибири.

Когда на Руси появились бани

Баня появляется еще в истории восточных славян в связи с почитанием древних языческих богов. Встречается описание, как устроена баня у византийского историка Прокопия Кесарийского (начало 6 века).

В «Повести временных лет», древнем памятнике истории примерно 1110 года, монаха летописца Нестора, документально подтверждается, что баня на Руси появилась уже в 5-6 веке.

Встречаются сведения по истории, что с покоренных племен брали дань вениками из березы.

В каких целях придумали баню

Для древних языческих верований баня связана с преодолением зла, поклонением стихиям огня и воды, а только затем с очищением тела. С ритуальными омовениями тесно переплетены все этапы жизни древних славян.

Древнегреческие медики открыли, как благотворно влияет баня на здоровье человека. Монахи Киево-Печерской лавры подтвердили лечебный эффект горячего пара. Уже в X веке стали появляться первые целительные «заведения для немогущих» – баня с больницей для больных и страждущих. Русская парилка приносит облегчение при болезни суставов, радикулите, кашле, простуде и кожных заболеваниях.

Известная в истории Добродея – внучка русского князя Владимира Мономаха – славилась своими знаниями по врачеванию снадобьями из целебных трав. Подчеркивала важность очищения тела и признавала, как полезна русская баня, без которой «не быть здраву».

Статья в тему:  Как провести воду из скважины в баню

Русская баня лечила все болезни, не только физические, но и духовные. Обязательным считалось омовение супругов после брачной ночи. Баня была местом рождения и первых дней жизни младенца с самой роженицей. После похорон или сороковин ходили париться, символически отмывая усопшего перед Богом. Русская традиция мыть гостя «с дороги» широко отражена в истории древних народных сказок.

В деревнях почти в каждой семье была своя домашняя баня, а в городе большую популярность приобретали общественные.

Традиционная русская баня

Древние рукописи приоткрывают историю устройства бани на Руси. Первоначально русская баня представляла низкую избу с маленьким окошком под потолком. Все щели тщательно законопачивались мхом со смолой. Внутри помещения была бочка с водой и очаг из камней в углу. Дверь плотно закупоривали, чтобы пар не выходил. Когда огонь раскалял камни, их обрызгивали водой. Связками ветвей махали вокруг тела, нагнетая жар вокруг себя.

На протяжении истории русская баня претерпела незначительные изменения.

  1. Место очага заняла печь-каменка на треть избы.
  2. Появились деревянные широкие лежаки.
  3. Добавилась труба с заслонкой, но это еще более позднее изобретение.

В древней Руси баня называлась мыльней или влазней. История слова объясняется способом мытья: парилка устраивалась прямо внутри печи. После приготовления еды, угли и золу сгребали в сторону, горячие камни выстилали соломой, на которую и укладывался парящийся человек. Привыкнув к жару, он обрызгивал водой своды печи, аккуратно обмахивался березовым веником.

Позднее русская баня стала отдельным строением, по типу курной избы. Предпочтение отдавалось местам на берегах рек, чтобы не таскать воду издалека. Отсюда пошла история русской традиции: после жара охлаждаться, ныряя в прорубь, или обливаться ледяной водой. Во избежание пожаров строилась баня всегда на приличном расстоянии от жилья.

Топится русская баня дровами лиственных пород, в основном березой. На огне в помещении грелся котел, дым выпускали через отверстие в крыше или через дверь. Деготь с копотью оседали на стенах помещения, что послужило названию по «черному». Считалось, что деготь обеззараживает воздух. Такая баня обладала бактерицидным эффектом, благотворно влияла на исцеление при простуде и кожных заболеваниях.

Статья в тему:  Как часто меняют воду в бассейне в сауне

История появления печи-каменки с дымоходом и заслонкой привела к возможности регулировать температуру и влажность внутри парного помещения, избавило от сажи и копоти. Русская баня стала чистой по «белому».

Помещение парилки стали оборудовать широкими лежаками разной высоты. Нижний полок использовали для мытья, а на верхнем лежаке под потолком, где поднималась очень высокая температура, парились мужчины. Средний уровень занимали женщины с детьми.

Как мылись тогда

На Руси общественная баня набирает популярность при Петре Первом, который сам очень любил париться, и способствовал, чтоб русская баня стала известна за границей.

В крупных городах общественная «торговая» баня посещалась знатным купечеством и дворянством ради расслабления и общения. Она стала местом, где решались важные дела и политические вопросы, обменивались новостями.

Русская баня топилась еженедельно, парились обычно по субботам. Трудно назвать такой процесс мытья полноценным очищением, мылом древние предки пользовались редко, применяли специфические средства:

  • мыльный корень (мыльнянка);
  • золу (щелок);
  • уксус.

Укоренилась русская традиция после парилки пить квас, мед или пиво, ими также обрызгивали горячие камни парной для аромата. А в конце долго отдыхали за самоваром чая с травами.

Русская парилка всегда ценилась влиянием на здоровье организма. В 1733 году открывается первая лечебная баня по разрешению московской канцелярии с запрещением употреблять в ней горячительные напитки.

На Руси было принято париться одновременно всей семьей вместе с детьми. Раздельная общественная баня появляется только в 1743 году по указу императрицы Екатерины Великой, запрещающему совместный помыв мужчин и женщин, кроме детей до семи лет.

Европейским путешественникам полюбилась русская парилка. Иностранные медики не зря связывали богатырское русское здоровье с привычкой жарко париться и обливаться ледяной водой.

Не все иностранцы способны выдержать жар, который дает русская баня, поэтому они парятся при более низкой температуре.

Великий русский полководец Александр Суворов – любитель жарко париться, устраивал это удовольствие для солдат в военных походах. В после наполеоновское время русская баня стала активно распространяться на освобожденных войсками территориях.

Изначально баня на Руси состояла из одного помещения, где мылись и парились. Иногда отдельно выносилась раздевалка, где отдыхали после парной. Со временем парилка и моечная разделились, стали оборудоваться помещениями для отдыха, купели или бассейна.

Статья в тему:  Как готовить печень трески на водяной бане

Уборная, баня – привычные места, но… «нечистые» на Руси

На Руси считалось, что в «нечистых» местах нельзя жить, долго находиться, порой их вообще старались обходить стороной. Некоторые из них использовали лишь для строго определённых нужд.

Уборная

До революции в деревне туалетов вообще не было, просто устраивали в дальнем конце двора «отхожее место».

Кандидат богословских наук, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов в докладе «Понятие “скверна” (“погань”) в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве» рассказывает, что, поскольку в православном сознании понятия духовной и физической «скверны» были тесно связаны, уборная на Руси всегда считалась «нечистым местом».

Поэтому отхожие места располагали за пределами жилья и так, чтобы они не были ориентированы на восток.

«Точно так же относились и к бане, — говорит Георгий Крылов. Ни один из банных предметов не вносился в дом. Почему? Потому что баня воспринималась как место неприсутствия Божия. Сейчас это трудно представить, но после посещения бани в средневековой Руси принято было брать у священника молитву от скверны.

У старообрядцев-липован сохранилась традиция обязательного омовения после бани. Для этого в предбанник обычно ставили кувшин с чистой студеной водой. Человек помылся и перед тем, как выйти из бани, должен был с чтением молитвы облиться этой водой. Затем надевали чистую одежду — ни в коем случае не ту, в которой вошли в баню. Это чтобы не входить в дом “поганым”. Омовение, кстати, считалось необходимым и после купания в реке или в море».

«Несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», — она издревле признается нечистым местом, а после полуночи считается даже опасным и страшным. », — пишет этнограф Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила».

Места обитания нечисти

В старину русские люди были суеверны, обладали так называемым «магическим сознанием». Они верили в различных духов – домовых, леших, русалок, призраков, а также бесов. Считалось, что во многих случаях «нечисть» способна нанести человеку вред, поэтому следовало избегать мест её потенциального обитания.

Статья в тему:  Как украсить оцинкованный забор

По поверьям, это были глубокие овраги, омуты, болота, дремучие леса, канавы, заброшенные колодцы. «Охотнее всего они населяют те трущобы, где дремучие леса разрежаются сплошными полосами недоступных болот, на которые никогда не ступала человеческая нога», — сообщает Максимов.

Люди верили, что в полях водились «полевики», которым не нравилось, когда кто-то нарушал их границы. Так, нельзя было ложиться спать на меже, «потому что детки полевиков («межевчики» и «луговики») бегают по межам и ловят птиц родителям в пищу. Если же они найдут здесь лежащего человека, то наваливаются на него и душат», — поясняет Максимов.

Кроме того, нечистую силу можно было «встретить» в заброшенных домах, особенно там, где ранее кто-то умирал или погибал не своей смертью. Верили, что нечисть водится и там, где по дороге опрокинулась телега или сломалась оглобля, близ могил дурных людей и колдунов или там, где они жили раньше и творили свои чёрные дела.

Места, непригодные для жизни

На Руси тщательно подходили к вопросу строительства домов. Например, их не возводили в тех местах, куда ударяла молния, там, где когда-то люди умерли в результате эпидемии, где находили человеческие останки. Нельзя было строить дом там, где когда-то стояла баня или проходила дорога.

К бане, оказывается, раньше относились с опаской. Чего не скажешь сейчас. И в частных домовладениях, и на дачах практически каждый хозяин стремится ничего не боясь (разве что взимания налога за постройку) возвести такой полезный объект. Проводить в нем водные, оздоровительные процедуры, получать расслабление и наслаждение от процесса . А вот кое-что из старины нам в придачу осталось. К примеру, омовение после бани. Мы же многие сейчас после нее в бассейны на придомовых территориях ныряем, да и одежду тоже часто берем на смену чистую. Интересно, привнесут ли какие-нибудь новшества в банное дело будущие поколения, и как вообще будут к нему относиться?

А у нас еще есть любопытные публикации, связанные с прошлым:

  • Расскажите об этом своим друзьям!
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector